Статьи

Закулисье Final Show: о волшебстве, совместном творчестве и самом красочном событии года в LGEG

Закулисье Final Show: о волшебстве, совместном творчестве и самом красочном событии года в LGEG


У нас есть традиция: каждый учебный год в образовательном центре LGEG завершается феерией — парадом спектаклей. В течение полугода наши ученики готовятся к представлению: прорабатывают текст, учат роли, изучают героев постановки и погружаются в их образы, и даже создают декорации и реквизит. И это лишь малая часть закулисья Final Show! 

Как говорят, театр начинается с вешалки. Вот и у нас первые разговоры о финальном шоу года случаются еще летом. Обычно это происходит так: на обеденном перерыве кто-то вспоминает прошлые спектакли. Тут-то и начинается работа над будущим шоу! Разгорается оживленное обсуждение, в которое погружаются все, кто по счастливой случайности оказался рядом. О том, как дальше проходит подготовка Final Show, мы узнали у Маши Башакиной, преподавателя драмы и организатора всех спектаклей LGEG в Москве. Мы предлагаем и вам окунуться в историю о том, как дети и учителя создают главное волшебство года своими руками. 



Этап № 1. Выбираем материал 

Когда Маша только начала работать в LGEG, спектаклей было всего 4. Сейчас масштаб Final Show значительно увеличился: в этом году их 12. Теперь мы можем позволить себе выбрать разные темы для групп Kids (7-12 лет) и Prep Course (13-15 лет), которые соответствуют особенностям их возраста и интересам. Так, для младших школьников мы чаще выбираем узнаваемые сказки, которые близки их детскому культурному коду. Для старших это условие необязательно, главное, чтобы материал выводил их на новый уровень понимания текста и темы, над которой предстоит работа.


Этап № 2. Пишем сценарий 

Мы не просто берем за основу мультфильм или кино и копируем его. Тут в процесс включаются наши профессиональные сценаристы! Они находят что-то новое в историях, выбирают акценты, важные для нас. Смысл здесь занимает первое место, и только потом — зрелищность. Нам хочется, чтобы дети чему-то научились, сделали выводы, потому что мы правда считаем, что уроки драмы нужны вообще всем школьникам.



Этап № 3. За дело берутся режиссеры

В этом году у нас прошла большая встреча по защите концепций. Каждый режиссер представлял свое видение спектакля. Все вместе они обсуждали, о чем для них «Аладдин» и «Джейн Эйр». Это очень важная работа, без которой невозможны дальнейшие шаги. Не получится прийти к детям и сказать: «Мы ставим “Аладдина”, так что все надеваем шаровары и танцуем арабские танцы». Каждый педагог сначала должен рассказать о будущем спектакле так, чтобы дети заинтересовались этой историей. Для этого режиссеру самому нужно глубоко понимать и любить свой материал.



Этап № 4. Первые читки

На этом этапе дети первый раз читают свою сцену, а потом обсуждают. Что это за сцена? Где она в сюжете? Где находятся герои? Какие в сцене есть персонажи? Отдельно проходит разбор каждого персонажа. Кто какую реплику говорит? Кому он это говорит? Почему он говорит именно это? А что бы он сказал в другой ситуации? 
И вот тут начинается совместное творчество: ученики вместе с преподавателем расширяют историю, вносят в нее новые детали и дописывают слова в тексте, не конфликтующие с основной идеей.


Этап № 5. Работа над ролью

Вот мы и добрались до распределения ролей! Педагоги LGEG очень тонко и трепетно подходят к выбору, кто кого играет, договариваются с детьми. Еще во время первой читки становится понятно, кто из персонажей нравится каждому ребенку больше. 

«Я, например, предпочитаю характерные роли главным, и мои дети ведут себя так же. Мне в этом году пришлось умолять мальчика играть Аладдина! Зато в тренде у нас ковер-самолет, тигр Раджа и попугай Яго», — делится Маша Башакина.


Когда роли розданы, начинается детальная проработка каждого персонажа. Нужно найти подходящую интонацию, походку и манеры поведения. Старшие дети обсуждают психологические аспекты каждого героя, мотивацию действий и причины поступков. А учителя английского языка посвящают несколько уроков детальному разбору текстов с точки зрения произношения, незнакомых слов, интонирования фраз.



Этап № 6. Ставим сцену «на ноги»

Здесь режиссеры застраивают мизансцены. Дети учатся ориентироваться в сценическом пространстве: запоминают, кто откуда выходит, что за чем идет.



Этап № 7. Добавляем капельку волшебства

Если все предыдущие этапы прошли успешно, время приступить к самому любимому! Тут дети сами придумывают себе разные фишки, которые помогают им лучше раскрыть суть их роли. Например, они говорят: «Я здесь буду есть банан, а тут ходить на руках, а тут мы поиграем в “камень, ножницы, бумага”». Учителя стараются развить в детях желание предлагать что-то самим. Мы даем им возможность сделать то, что им самим хочется. Здесь ни в коем случае нельзя заставлять или ограничивать их свободу творчества.



Этап № 8. Кульминация. Катарсис

Долгожданный момент самого выступления, после чего — обсуждение прошедшего спектакля с детьми-героями. Герои они потому, что выдержали несколько месяцев плотной работы, не побоялись выйти на сцену перед главным зрителем — родителями. 

Правда, один раз не было возможности провести Final Show вживую. Маша Башакина поделилась историей: «Когда только начался карантин (Covid-19), нам пришлось срочно изменить формат Final Show — решили снимать фильм. По задумке в сценарии была сцена шторма. Одна девочка сняла ее в ванной: у нее лилась вода во все стороны, это было очень забавно, все дети начали потом за ней повторять. И даже в этих трудных обстоятельствах, когда все оказались взаперти дома, нам удалось детей зарядить желанием творить. Кто-то играл на гитаре, кто-то вырезал себе бороду или мастерил самодельный трон. У каждого была своя фишка! И хотя вначале было грустно, что полноценного спектакля не выйдет, потом мы все очень погрузились в процесс. На премьере фильма дети, ранее не знакомые между собой, хвалили друг друга в комментариях. Я была тронута до слез».



Вот и все, кулисы закрываются, зрители выходят из зала… 


Нет, подождите, мы кое о чем еще вам не рассказали! Добро пожаловать в цех мастеров, которые наравне со сценаристами и режиссерами вкладывают очень много любви и сил в Final Show. Это большая команда людей, которая занимается всем, чем только можно, чтобы спектакль состоялся. Они редактируют тексты, шьют костюмы, строят декорации, общаются с режиссерами и записывают сценарное решение. 

Кто только не занимается Final Show! По уже устоявшейся традиции, наш костюмер — это всегда мама или бабушка кого-то из студентов LGEG. Учителя Арта придумывают сценографию, рисуют видео-арт, делают днями и ночами посохи, сундуки с золотом, гнезда, горы, лампы… Не отстают и наши охранники: они делают троны, арки, помосты, кубы, красят все это баллончиками на парковке. Еще у нас есть замечательные ассистенты, которые знают слова за всех детей и в любой момент готовы подсказать или даже заменить ребенка, если тот заболеет и не придет в день выступления. За звук и свет отвечают наши учителя и даже топ-менеджеры. А директор по маркетингу в этом году, например, помогала с декорациями. Вряд ли вы найдете человека, работающего в образовательном центре LGEG, — от генерального директора до бухгалтера, от охранника до ассистента, от учителя физики до линейного продюсера — который бы не был причастен к созданию чуда Final Show!

Все оказываются вовлечены в процесс! Причем все делают это по своему желанию и работают даже лучше, чем профессионалы, потому что им не все равно. И это самое ценное, когда к общему делу относятся с такой внимательностью. В этом и кроется секрет Final Show: это не просто отчетный концерт. Это спектакль, в который так много людей вкладывают свои силы, душу и энергию. В нем все по-настоящему и по любви!



Журнал