Статьи

Учеба на каникулах? Об эффективности летних школ

Учеба на каникулах? Об эффективности летних школ


Должны ли дети учиться на каникулах? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой точки зрения его рассматривать. Один из главных аргументов «за» — это летняя потеря знаний (известная также как summer learning loss, или SLL). С ней знакомы многие страны с продолжительными каникулами в это время года. Кстати, о многообразии каникул в мире мы писали в другой статье. 

С проблемой потери знаний за лето отлично могут справиться образовательные летние школы. Они существуют во многих странах и в совершенно разных форматах: как очные, так и онлайн; одни больше похожи на школу, а другие — на дополнительные курсы. Но не все форматы летнего обучения одинаково результативны. Исследователи выявили, что делает такие школы наиболее эффективными.

1.Класс небольших размеров. 
Чем меньше класс, тем больше внимания может уделить учитель каждому ребенку. Это гармоничное сочетание индивидуального подхода и работы в малых групповых формах. 


2.Обучение студентов в соответствии с их запросами и интересами.
Яркий пример этого подхода — проект READS (Reading Enhances Achievement During Summer) в Северной Каролине. Результаты этого исследования показали, что дети более заинтересованы и лучше усваивают материал при наличии внешних рекомендаций и мотивации к учебе, о чем мы тоже уже писали раньше.


3.Квалифицированные учителя.
Подтверждение этому — исследование “Ready for Fall?”. По его итогам дети, которые занимались все лето с квалифицированными педагогами, показали лучшие результаты осенью.


4.Понятный язык учителя в объяснении теории и задания. 
Подтверждение тому — все тот же проект  “Ready for Fall?”. Исследователи заметили, что чем проще и доступнее преподаватель объясняет тему и задание, тем лучше успеваемость учеников. 


5.Местоположение.
Оказалось, что в более спокойных районах в школах меньше проявляется буллинг и нежелательное поведение. Разумеется, такая комфортная и бережная среда положительно влияет на успеваемость учеников. 


6.Посещаемость.
Кажется, что это достаточно очевидный компонент успешной летней школы. На самом же деле исследования показали, что не так важна посещаемость, как качество образовательной программы. Чем насыщеннее и интереснее активности в такой школе, тем больше вовлечены в процесс дети. Кроме того, летний формат открывает множество возможностей: прогулки, экскурсии по заповедникам, игры на свежем воздухе и др.


7.Длительность программы.
Тут взаимосвязь простая: чем дольше длится обучение, тем оно, как правило, эффективнее. Все потому, что ребенок привыкает к одному образовательному стандарту, к его особенностям и правилам. Кроме того, хорошие результаты показало интервальное обучение с перерывами. Например, одну большую тему лучше разбить на несколько дней, чем рассказать обо всем за один раз. 

Вернемся к вопросу: стоит ли детям учиться летом во время каникул? Насколько это эффективно? 

В 2015 году провели исследование “How effective is a summer school for catch-up attainment in English and maths?”. В нем приняло участие 300 учеников в возрасте от 5 до 6 лет. Их поделили на две группы: первая занималась в летней школе, а вторая нет. Обучение состояло из двух уроков по математике и английскому языку каждый день на протяжении месяца. При этом дети были разбиты на небольшие классы по 10 человек, для каждого были подобраны опытные педагоги. После утренних уроков дети занимались физическими активностями: плаванием, подвижными играми, актерским мастерством. Результаты показали, что летняя школа позитивно влияет на успехи ребенка в учебе.

Нужна летняя школа или нет — каждый родитель решает сам. С одной стороны, ребенку действительно нужно отдыхать на каникулах, а с другой — проблема лежит совершенно в другой плоскости: дело в том, что мы несправедливо рассматриваем процесс обучения как что-то тяжелое, от чего обязательно нужно отдыхать. На самом деле образование должно вызывать искренний интерес и любопытство у детей, чтобы им самим не хотелось его прерывать — именно такое обучение и такую образовательную среду мы создаем в центре LGEG.
Журнал