Статьи

Какие есть системы оценивания результатов в школе и какая из них лучше?

Какие есть системы оценивания результатов в школе и какая из них лучше?   


Любая образовательная система требует определенного подхода в оценивании. Что мы имеем в виду? Разберемся в понятиях:

  • оценка — это определение ценности или значимости чего-нибудь;
  • оценивание — это процесс, который завершается оценкой, он помогает выявить недостатки, дать конструктивную обратную связь, увидеть результаты учебной деятельности.

Существует два вида оценивания: формирующее (formative) и суммативное (summative). Формирующая оценка — это оценка от учителя и учеников собственных полученных знаний по итогам прошедшего урока. Суммативная оценка — система оценки знаний на базе формализованных государственных экзаменов и прочего. 



Представим три молодых лимонных дерева. Суммативная оценка сравнивает их между собой по внешним показателям: высоте ствола, яркости листьев и плодов. Формирующая же оценка исследует внутренний состав: вкус плода и его качества. Именно на этот комплексный тип формирующей оценки мы ориентируемся в образовательном центре LGEG, давайте поговорим о нем подробнее. 

Формирующая оценка

Формирующая оценка нацелена на действительное улучшение качества образования, не на выставление отметок для галочки. Поэтому часто она анонимна и не подкрепляется баллами.

Вот несколько ключевых характеристик формирующего оценивания:
  • оно встроено в процесс преподавания и обучения;
  • предполагает обсуждение образовательных целей с учениками;
  • делает учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • обеспечивает обратную связь между участниками образовательного процесса;
  • помогает ученикам наметить следующие шаги в обучении;
  • вовлекает и учителя, и учеников в общий процесс;
  • помогает ученикам разобраться в учебных стандартах;
  • дает ученику инструменты для самостоятельной оценки своих результатов.

Мы уже поняли, что формирующая оценка приносит больше действительной пользы. Но для ее появления необходимо создать определенные условия. В 2010 году эксперт по оценке Джоан Херман нарисовал Assessment Triangle, который мы приводим ниже:



Здесь представлены три кита качественной оценки: 
  1. Learning Goals — цели обучения, которые устанавливает учитель, должны быть понятными и четкими. Например, что к концу урока школьник научится решать задачи на определение скорости.
  2. Assessment Tasks — задачи оценки. Они создаются специально для отражения целей обучения, не наоборот. Задачи оценки, начиная с тех, которые выполняются в ходе урока, и заканчивая ежегодными итоговыми результатами, должны согласовываться с целью обучения. 
  3. Interpretation — трактовка. Теперь, когда есть четкие цели и согласованные задачи оценки, в соответствии с ними должны быть интерпретированы результаты оценки. И ученик, и учитель должны одинаково понимать критерии успеха: в какую сторону двигаться, чтобы исправить ошибки, выявленные в процессе оценивания.

Успешность формирующей оценки подтверждается статистикой, вот почему похожими принципами в оценивании успехов учащихся всех возрастов мы пользуемся в образовательном центре LGEG.

Суммативная оценка

Суммативная оценка формируется на базе учебных планов и государственных документов, где прописаны критерии того, что должен знать учащийся. Каждое государство имеет свой учебный план и систему оценивания. Так, в Словакии, Польше и Хорватии система оценивания в пределах от 1 до 6 баллов, а в Бельгии и Ирландии 100-балльная система.

Существует ли международная система суммативной оценки?  Да, есть несколько глобальных тестов, призванных сравнить знания учащихся между государствами. Например, TIMSS и PIRLS, которые появились в 1960-х, позже, в 2000-е — PISA (кстати, о некоторых особенностях международного проекта PISA и используемых в этом образовательном проекте подходах и методиках мы писали в другой нашей статье ранее: “Как в образовательном центре LGEG формируют креативное мышление у детей и почему это важно делать уже сейчас”).



Интересные методы для разных систем оценивания


Ассоциация по надзору и разработке учебных программ (ASCD) в рамках практики формирующего оценивания предложила преподавателям языка следующие методики:
  • наблюдать за тем, как учащиеся используют язык в устной и письменной речи;
  • использовать визуальные средства для большей наглядности;
  • вести заметки наблюдений;
  • лично демонстрировать студентам, как можно использовать язык в жизни;
  • устраивать диалоги и беседы на языке;
  • давать учащимся возможность самостоятельного анализа своей деятельности.

Есть один интересный метод — Data-Based Decision Making (DBDM). В его рамках учитель или школа корректируют учебный план и его цели в зависимости от анализа данных текущей суммативной оценки (подотчетной — экзамены, контрольные и прочее). Эффективно ли это? В Нидерландах провели исследование по внедрению метода DBDM для начальных школ. Школы передавали результаты тестов по математике, которые решали ученики. Персонал школы проходил тренинги по работе с методикой (анализ данных, корректировка процесса обучения, построение учебных целей, налаживание культуры доверия и сотрудничества с учениками). Полученный эффект составил почти дополнительный месяц обучения.

Assessment for learning (AfL) занимается мониторингом качества обучения и обеспечением постоянной обратной связи от разных представителей образовательного процесса. AfL провел эксперимент. Сначала учителя прошли курс по формирующему оцениванию, после им предоставили свободу в выборе образовательных инструментов. Ключевым из них стала белая доска, на которой ученик писал ответ на вопрос учителя. Так, преподаватель уже во время урока мог отслеживать результаты, а не по окончании со сданными тетрадями, как было ранее. По итогам исследования результаты групп, где учителя прошли тренинг, были выше ~ на 1 балл. Интересно, что ученики из экспериментальной группы справились с необычными задачами в тесте гораздо лучше. Им удалось найти нестандартные решения.



Приоритетная задача учебного процесса в образовательном центре LGEG — научить ребенка мыслить. Благодаря вышеописанным принципам у современной школы есть все возможности научить ребенка не вслепую зазубривать материал, а дать ему инструмент, с помощью которого он будет мыслить самостоятельно, будет выстраивать логические связи, аналогии, сравнения, корреляции, а главное — находить нестандартные решения для поставленных задач, не бояться экспериментировать и пробовать новое, чувствовать востребованность, значимость и нужность приобретаемых знаний и умений.
Журнал