Статьи

Лучшие методики обучения билингвальности. Разбор от центра LGEG

Лучшие методики обучения билингвальности. Разбор от центра LGEG

Вы знали, что дети, которым повезло расти в двуязычной среде, лучше социализированы, обладают более высоким уровнем когнитивных способностей и более гибким мышлением? А еще билингвы хорошо понимают принципы, по которым устроены языки, и, следовательно, имеют более прочную основу для изучения дополнительных иностранных языков в будущем. Чтобы лучше разобраться с тем, как именно работает билингвальное обучение, мы обсудим наиболее распространенные методики, которые применяются для формирования билингвальности. Кстати, недавно мы уже рассказывали о том, что такое билингвальность, и обсуждали, какой разной она бывает (ссылка). 

Существует множество типов билингвального обучения, из них традиционно выделяют наиболее распространенные:
  • CLIL (Content and Language Integrated Learning),
  • EMI (English as a Medium of Instruction),
  • ESP (English for Specific Purposes),
  • EAP (English for Academic Purposes),
  • WAC (Writing Across the Curriculum),
  • CBI (Content-Based Instruction).


Технология CLIL

Технология CLIL, то есть технология предметно-языкового интегрированного обучения, является одним из способов воспитания билингвальности у ребенка и несет в себе несколько важных преимуществ: 
  • помогает выиграть время благодаря изучению языка вместе с предметом;
  • развивает многосторонние знания;
  • формирует мягкие навыки;
  • естественным путем мотивирует ребенка к изучению иностранного языка, ведь его понимание необходимо для участия в уроке и общения с одноклассниками.
Однако в процессе использования этой технологии возникает ряд сложностей. Для того, чтобы вести уроки, преподаватель должен не только обладать глубокими знаниями в самой учебной дисциплине, но и уверенно владеть иностранным языком. В образовательном центре LGEG работают высококвалифицированные преподаватели, которые не только являются экспертами в своих областях, но и свободно владеют иностранными языками, что позволяет им с легкостью вести занятия любой сложности на английском языке.

Кроме того, если программа составлена не очень удачно, то ребенок может испытывать трудности с одновременным пониманием предмета и изучением языка. Здесь важно, чтобы преподаватель, который сопровождает студента на всем пути обучения, умел вовремя распознать эту сложность и принять соответствующие меры. Кстати, в начальной школе LGEG Primary за этим следят преподаватели, ассистенты и тьюторы, что позволяет полноценно погружать каждого студента в языковую среду. 

Исследование 2021 года выявило, что применение технологии CLIL улучшает навыки устного общения, письма, самопрезентации и даже влияет на повышение межкультурной осведомленности у ребенка. Кроме того, в 2019 году 2000 учеников, которые занимались по технологии CLIL, показали результаты по английскому языку лучше, чем те, кто занимался изучением английского языка с использованием других технологий и методик. 

Учитывая множество различных факторов, именно эту технологию мы внедрили в образовательном центре LGEG — наши студенты изучают иностранный язык не только на уроках математики, химии, биологии, но и во время тематических дней и игр, драматических постановок и съемок фильмов, создания картин и скульптур. Кроме того, в нашем центре не только ученики, но и сотрудники, психологи, тьюторы, ассистенты и все преподаватели говорят на английском языке, что помогает сформировать гармоничную языковую среду, нахождение в которой помогает формировать билингвальность у каждого студента. 


Технология EMI

Основная цель технологии EMI — это изучение предмета, а не изучение английского языка. Она подразумевает, что освоение второго языка происходит одновременно с первым или непреднамеренно.

В этом случае язык используется преподавателями и студентами в академических целях — для проведения урока и коммуникации. Однако если у CLIL есть четкая цель — изучить и предмет, и язык, то у EMI этой цели нет. 


Технология EAP

Технология EAP — это метод обучения английскому, широко использующийся в академической среде и применяющийся с целью подготовки учеников к поступлению в высшие учебные заведения. 

Основные преимущества EAP:
  • развитие навыков академического письма помогает совершенствовать язык на всех уровнях изучения;
  • EAP учит грамотно выражать мысли на английском, ориентироваться в научной лексике и уметь писать доклады с четкой структурой.


Технология ESP

Технология ESP предполагает преподавание английского языка с учетом различных сфер деятельности человека и заключается в знакомстве с узконаправленной лексикой. 

Основные преимущества метода:
  • эффективность обучения. По завершении курса ESP студенты получают возможность использовать приобретенные языковые навыки в работе;
  • как правило, высокая заинтересованность учащихся. ESP приводит к более быстрому приобретению требуемых лингвистических навыков.

Технология WAC

Технология WAC используется для улучшения навыков письма и развивает когнитивные навыки через анализ изученного материала. Для достижения этой цели ученики часто выполняют письменные задания, в которых выражают свое мнение на разные темы.

Основные преимущества этой технологии:
  • развитие навыков письменной речи способствует углублению знаний по предмету и помогает учащимся овладеть специальной лексикой по теме;
  • WAC улучшает уровень критического мышления.


Технология CBI

Технология CBI, или контентно-ориентированного обучения, рассматривает второй язык как средство изучения академической дисциплины, а не как объект изучения.

Основные преимущества CBI:
  • языки не изучаются с помощью прямого обучения;
  • учащиеся изучают язык одновременно с учебным предметом как целостное явление, поэтому такое изучение языка становится более интересным и мотивирующим;
  • CBI помогает студентам развивать когнитивные навыки.
С другой стороны, подобный подход может запутать учащихся и создать у них впечатление, что они на самом деле не изучают язык. Кроме того, достаточно проблематично найти источники информации и тексты, которые будут понятны студентам с низким уровнем знания языка.


Билингвальное обучение в LGEG

В образовательном центре LGEG мы не только занимаемся с детьми изучением иностранного языка через разные предметы, но и постоянно находимся в поиске новых, более эффективных технологий обучения. Наша цель — не только способствовать развитию билингвизма у детей, но и научить их критическому и абстрактному мышлению. Для этого мы используем уроки драмы, дебаты, тематические и метапредметные дни. Но главное, что в центре LGEG английский язык — это не цель, а средство достижения целей: 1) образовательной, когда изучение всех предметов происходит на английском языке, и 2) коммуникативной, то есть это еще и способ общения с друзьями и преподавателями. Таким образом английский язык гармонично встраивается в жизнь студента, формируя у него искусственную билингвальность в комфортной языковой среде. 
Журнал