Лучшие методики обучения билингвальности. Разбор от центра LGEG
Вы знали, что дети, которым повезло расти в двуязычной среде, лучше социализированы, обладают более высоким уровнем когнитивных способностей и более гибким мышлением? А еще билингвы хорошо понимают принципы, по которым устроены языки, и, следовательно, имеют более прочную основу для изучения дополнительных иностранных языков в будущем. Чтобы лучше разобраться с тем, как именно работает билингвальное обучение, мы обсудим наиболее распространенные методики, которые применяются для формирования билингвальности. Кстати, недавно мы уже рассказывали о том, что такое билингвальность, и обсуждали, какой разной она бывает (ссылка).Существует множество типов билингвального обучения, из них традиционно выделяют наиболее распространенные:
- CLIL (Content and Language Integrated Learning),
- EMI (English as a Medium of Instruction),
- ESP (English for Specific Purposes),
- EAP (English for Academic Purposes),
- WAC (Writing Across the Curriculum),
- CBI (Content-Based Instruction).
Технология CLIL
Технология CLIL, то есть технология предметно-языкового интегрированного обучения, является одним из способов воспитания билингвальности у ребенка и несет в себе несколько важных преимуществ:- помогает выиграть время благодаря изучению языка вместе с предметом;
- развивает многосторонние знания;
- формирует мягкие навыки;
- естественным путем мотивирует ребенка к изучению иностранного языка, ведь его понимание необходимо для участия в уроке и общения с одноклассниками.
Кроме того, если программа составлена не очень удачно, то ребенок может испытывать трудности с одновременным пониманием предмета и изучением языка. Здесь важно, чтобы преподаватель, который сопровождает студента на всем пути обучения, умел вовремя распознать эту сложность и принять соответствующие меры. Кстати, в начальной школе LGEG Primary за этим следят преподаватели, ассистенты и тьюторы, что позволяет полноценно погружать каждого студента в языковую среду.
Исследование 2021 года выявило, что применение технологии CLIL улучшает навыки устного общения, письма, самопрезентации и даже влияет на повышение межкультурной осведомленности у ребенка. Кроме того, в 2019 году 2000 учеников, которые занимались по технологии CLIL, показали результаты по английскому языку лучше, чем те, кто занимался изучением английского языка с использованием других технологий и методик.
Учитывая множество различных факторов, именно эту технологию мы внедрили в образовательном центре LGEG — наши студенты изучают иностранный язык не только на уроках математики, химии, биологии, но и во время тематических дней и игр, драматических постановок и съемок фильмов, создания картин и скульптур. Кроме того, в нашем центре не только ученики, но и сотрудники, психологи, тьюторы, ассистенты и все преподаватели говорят на английском языке, что помогает сформировать гармоничную языковую среду, нахождение в которой помогает формировать билингвальность у каждого студента.

Технология EMI
Основная цель технологии EMI — это изучение предмета, а не изучение английского языка. Она подразумевает, что освоение второго языка происходит одновременно с первым или непреднамеренно.В этом случае язык используется преподавателями и студентами в академических целях — для проведения урока и коммуникации. Однако если у CLIL есть четкая цель — изучить и предмет, и язык, то у EMI этой цели нет.

Технология EAP
Технология EAP — это метод обучения английскому, широко использующийся в академической среде и применяющийся с целью подготовки учеников к поступлению в высшие учебные заведения.Основные преимущества EAP:
- развитие навыков академического письма помогает совершенствовать язык на всех уровнях изучения;
- EAP учит грамотно выражать мысли на английском, ориентироваться в научной лексике и уметь писать доклады с четкой структурой.

Технология ESP
Технология ESP предполагает преподавание английского языка с учетом различных сфер деятельности человека и заключается в знакомстве с узконаправленной лексикой.Основные преимущества метода:
- эффективность обучения. По завершении курса ESP студенты получают возможность использовать приобретенные языковые навыки в работе;
- как правило, высокая заинтересованность учащихся. ESP приводит к более быстрому приобретению требуемых лингвистических навыков.

Технология WAC
Технология WAC используется для улучшения навыков письма и развивает когнитивные навыки через анализ изученного материала. Для достижения этой цели ученики часто выполняют письменные задания, в которых выражают свое мнение на разные темы.Основные преимущества этой технологии:
- развитие навыков письменной речи способствует углублению знаний по предмету и помогает учащимся овладеть специальной лексикой по теме;
- WAC улучшает уровень критического мышления.

Технология CBI
Технология CBI, или контентно-ориентированного обучения, рассматривает второй язык как средство изучения академической дисциплины, а не как объект изучения.Основные преимущества CBI:
- языки не изучаются с помощью прямого обучения;
- учащиеся изучают язык одновременно с учебным предметом как целостное явление, поэтому такое изучение языка становится более интересным и мотивирующим;
- CBI помогает студентам развивать когнитивные навыки.
