Статьи

Как влияют летние каникулы на качество образования, или Есть ли польза от летних каникул?

Как влияют летние каникулы на качество образования, или Есть ли польза от летних каникул?

Началось лето, дети и их родители вздохнули с облегчением. Теперь можно не делать уроки, не нервничать из-за оценок, забыть об учебниках, перестать перегружать голову правилами, формулами и наконец расслабиться. Летний отдых дарит массу позитивных моментов: дети больше времени проводят на свежем воздухе, активно двигаются, общаются с друзьями, занимаются хобби. Все это приносит пользу для здоровья и уйму позитивных эмоций!

Но, как выяснилось, длинные летние каникулы не несут школьникам только одни плюсы. Ученые давно заметили, что длительный перерыв в учебном процессе негативно сказывается на успеваемости в следующем учебном году.

Первые исследования на эту тему появились еще в начале XX века. В английском языке даже существует определение для такого явления – summer learning loss (SLL). Буквально этот термин переводится как «летняя потеря обучения».

Что такое «летняя потеря обучения»?

Если передать смысл фразы summer learning loss более точно, это будет звучать как «потеря в качестве образования и успехах в обучении за предыдущие годы во время летнего отдыха».

По статистике, в среднем учащиеся за время летних каникул теряют около 10 % навыков. Выводы сделаны по результатам различных исследований.

В 2012–2015 гг. ученики со 2-го по 8-й класс проходили тесты по математике и чтению. Тест проводили два раза: один делали весной, а второй — осенью. В итоге заметили, что лишь в некоторых школах летний отдых мало повлиял на успеваемость (к осеннему тестированию дети улучшили свои оценки). Но в большинстве школ качество образования снизилось на 21–26 %.

Более новое исследование 2019 года охватило 2,5 миллиона учащихся с 1-го по 8-й классы. В результате эксперты отметили снижение успехов в учебе на 17–34 % после летнего отдыха.

В другом исследовании 2012 года группа ученых провела обширный эксперимент и выяснила: дети, которым в период отдыха взрослые уделяли больше внимания, забывали гораздо меньше информации, чем их сверстники, предоставленные сами себе.

Объяснить этот факт довольно просто: путешествуя, посещая разнообразные кружки и секции, выставки и музеи, ребенок получает много новой информации. Также ученые выяснили, что дети, которые проводят с родителями больше свободного времени, теряют меньше полученных знаний. В общей сложности разрыв в объеме забываемой за лето информации у разных школьников может достигать 60 %.

Это подтверждает исследование, которое проводили в 2019 году среди учеников сельских школ. Тестировали 110 школьников, перешедших из 5-го в 6-й класс. Считается, что в этом возрасте дети наиболее подвержены SLL (летней потере обучения). В начале учебного года ученики снизили успеваемость по математике и орфографии, но показали более высокие результаты по чтению. В среднем у всех испытуемых знания ухудшились на 10 %. Но через 9 недель после начала учебы школьники не только наверстали потерянное, но и повысили свои результаты.

Психологи связывают понижение качества знаний по одним предметам и улучшение по другим с особенностью работы разных уровней мышления. Повышение успеваемости по чтению связано с пониманием на концептуальном уровне и предполагает наличие уже полученного опыта. При решении математических задач и выполнении упражнений на правописание задействованы другие уровни: процедурный и фактический, для их тренировки нужна постоянная практика и повторение. То же самое касается и занятий иностранным языком. Каждый педагог скажет, что в изучении языка важна практика. Летом дети редко упражняются в более сложных предметах, что становится причиной снижения школьной успеваемости осенью.

Как противостоять SLL, совсем не отдыхать?

Некоторые ученые считают, что увеличение продолжительности учебного года поможет улучшить успеваемость школьников. Есть исследования, подтверждающие эту теорию. Для того чтобы снизить отрицательный эффект от летних каникул, следует длинный летний отдых разделить на несколько более коротких отрезков.

В 2000 году было проведено еще одно интересное исследование: 62 % школ из 58 округов после изменения своего учебного календаря отчитались о повышении качества знаний учеников. Однако 39 школьных округов не обнаружили серьезных последствий от изменений графика и сроков каникул.

Как сегодня проходят летние каникулы в других странах? В большинстве стран Европы, Америки, Азии летний отдых в среднем длится от 10 до 18 недель в году. Россия по длительности каникул уступает  только Ирландии, где максимальный срок школьного отдыха – 18 недель. О том, как проходят каникулы в разных уголках земного шара, можно прочитать в статье «Летние каникулы в разных странах мира».

Как же сделать так, чтобы ученики не снижали за лето уровень обучения? Для этого необходимо регулярно тренировать память, мышление, актуализировать приобретенные в период обучения навыки. Чем больше длится отдых, тем сложнее потом восстановить то, что забылось. Становится труднее решать тяжелые задачи, скорость принятия решений снижается. Детям однозначно необходим отдых, но не от умственной деятельности.

Какие методы предлагают исследователи

Ученые предлагают следующие решения, чтобы поддержать уровень знаний школьников летом.

1) Напоминание родителям
Родителям рассылают электронные сообщения, в которых сообщают о SLL и советуют регулярно проводить совместные активные мероприятия с детьми, а также рекомендуют интернет-ресурсы для летнего обучения. 

В начальных школах проходил необычный эксперимент: родителям школьников 1–4 классов отправляли 2 раза в неделю рассылки-напоминания. В конце испытания установили, что такой метод оказал значительное влияние на результаты по чтению, но почти не повлиял на успехи по математике.

2) Летняя школа
Посещение летних школ положительно влияет на знания и навыки участников. Это отличный вариант для закрепления знаний по математике и иностранным языкам. В большей степени это влияет на учащихся начальных и средних классов.

Лишать школьников летнего отдыха, конечно же, не стоит. А перегружать детей скучными и трудными занятиями точно бессмысленно. Для ребенка лучшим отдыхом станут прогулки на свежем воздухе, игры со сверстниками, экскурсии в интересные места, занятия творчеством.

LGEG приглашает детей на Летний практикум в Детский центр Музея Москвы. Здесь каждую пятницу наши преподаватели проводят занятия для школьников от 7 до 14 лет. Участники проекта активно отдыхают, посещают выставки, совершают экскурсии, принимают участие в мастер-классах и узнают много новых интересных фактов о родном городе. Помогают им историки и архитекторы, художники и музыканты, научные сотрудники и экскурсоводы, актеры и сценаристы.

В программе проекта «Дети в городе М.»:
  • посещение выставок;
  • мастер-классы;
  • игры;
  • путешествия по истории;
  • съемки кино;
  • пешеходные экскурсии;
  • дискуссионный киноклуб;
  • чтения вслух любимых книг;
  • музыкальные эксперименты;
  • физ-ра-дость;
  • танцы;
  • перформансы;
  • вечеринки и общение;
  • и многое другое.
Журнал