Театр, нужный каждому ученику: почему в школе нужны уроки драмы для всех?
В образовательном центре LGEG есть такой обязательный предмет — драма, на котором дети занимаются всеми возможными аспектами театрального искусства. Если краем глаза заглянуть на этот урок, есть риск погрузиться в увлекательное путешествие и на время выпасть из обычной жизни. Мы приоткрыли завесу волшебства, которое происходит на драме, и рассказали о том, что это за предмет.
Почему мы занимаемся драмой?
Драма — предмет невероятной важности для изучения языка не только родного, но и иностранного, а также для комплексного развития личности. Здесь студенты всех возрастов, практикуя искусство театрального выступления, могут применить свои языковые навыки в игровой и динамичной форме. Но занятия драмой — это не только практика, мы также говорим об истории театра и его устройстве. Все это дает большое подспорье в формировании эмоционального интеллекта и становлении зрелой личности.

Как построена учебная программа?
Программа занятий работает сразу в трех межличностных планах:
- динамика внутри группы;
- динамика, которую группа совместно «переживает»;
- перформанс, который группа конструирует сама.
Первый план провоцирует ученика на осознанную работу с самим собой и с другими студентами. Второй фокусирует внимание преподавателя на учениках, третий же дает пространство для коллективного творческого самовыражения.
Весь курс составлен в соответствии с шестью главными практическими и теоретическими элементами. Это то, чему учится студент на занятиях драмой.

1. Самопрезентация
Театральное представление — идеальная среда для отработки навыка самопрезентации. Выполняя упражнения из курса, студент учится удерживать внимание аудитории; громко, четко и последовательно излагать свои мысли. В будущем эти умения пригодятся ученикам в любой академической или трудовой среде.
2. Движение
Еще одна цель урока драмы — развить у студентов навыки крупной моторики и дать ощущение уверенности в теле. Осмысленные жесты, шаги и направленное движение — неотъемлемая часть каждого театрального представления. Студенты лучше понимают свое тело, учатся контролировать осанку и походку не только на сцене, но и вне ее.
3. Парная и групповая работа
В современном обществе очень трудно приходится тем, кто не умеет работать в команде. Мир требует постоянного тесного взаимодействия с другими людьми. Умение общаться один на один или в группах, а также высокий уровень эмоционального интеллекта — невероятно ценный ресурс сегодня. Стремясь к индивидуальному успеху и самореализации, мы забываем о навыках командной работы.
Возвращаемся к драме и вспоминаем, что хорошее представление получается только тогда, когда команда, ответственная за его постановку, работает творчески и слаженно. Поэтому обучить детей конструктивному взаимодействию и внимательному отношению к потребностям друг друга — одна из задач, которую драме по силам решить.
4. Осознание себя и самооценка
Театральное представление требует от актеров вдумчивого и детального изучения персонажей, которых они играют. На драме студенты внимательно изучают не только свои эмоции, но и чувства партнеров. Находя точки соприкосновения со своими персонажами, они лучше понимают себя, приобретают очень ценный опыт. Это дает им чувство уверенности и цельности, укрепляет самооценку. Не стоит забывать и о том, что успешное выступление перед зрителем — яркая ситуация успеха, которая дает студентам повод гордиться собой, что помогает осознать собственную ценность еще лучше.
5. Рефлексия и критика
Мало просто что-то представить публике. После необходимо разобраться в том, как это получилось, понять, что именно было успешно и наоборот. Во время такого обсуждения студенты учатся давать и принимать конструктивную критику. Каждое упражнение курса подвергается глубокому анализу с последующими выводами, которые помогут сделать в следующий раз лучше.
6.1. Теория театра
Студенты погружаются в историю театрального ремесла, изучают ключевые элементы театра, которые сделали его таким, какой он есть сегодня. Эти знания помогают им лучше понимать театр как из зрительного зала, так и будучи артистами, аргументируя свой творческий выбор со все большим знанием дела.
6.2. История театра
Этот элемент программы охватывает всю историю театрального искусства: от Древней Греции до современности. Вместе с учащимися преподаватели обсуждают влияние каждого периода на последующий, выявляют закономерности и различия. Все это они также проходят на практике, примеряя на себя роли и образы разных театральных эпох. Такой подход позволяет студентам усвоить ключевые культурные концепции.

На наш взгляд, занятия драмой — очень важный элемент в развитии коммуникативного, креативного и социального потенциалов студента. В процессе обучения предмету группа знакомится с самыми разными пластами литературного и театрального искусств. По ходу курса студенты усваивают ключевые культурные концепты, лексику, связанную с театральными представлениями, навыки индивидуальной и групповой самопрезентации, а также сопутствующие философские понятия о театре и искусстве.
В предыдущих статьях мы рассказывали о том, чему должна учить современная школа и как у школьников развивать навыки soft skills. Занятия драмой помогут в достижении и того, и другого. А главное, что уроки драмы любят все ученики, потому что игровая форма обучения — самая веселая.