Статьи

Невская глава приключений Одиссея

Невская глава приключений Одиссея: О том как в LGEG Санкт-Петербург провели Final Show на палубе корабля в Неве  


Учебный год в LGEG традиционно заканчивается театральной постановкой на английском языке. В этот раз старшие студенты (12–16 лет) образовательного центра LGEG в Санкт-Петербурге взяли классический сюжет бессмертной героической поэмы Гомера «Одиссея» и выстроили настоящую тотальную инсталляцию иммерсивного театра прямо на корабле.

В формате театра site-specific, где пространство становится полноценным участником сюжета, разворачивалась история про морские приключения героя — идеальное решение для Санкт-Петербурга. Две палубы и интерактивные объекты усиливали нарратив, приглашая и самих зрителей «путешествовать» вместе с героями сюжета, то есть находиться в движении и непосредственно взаимодействовать с текстом поэмы. А специально созданный для этой постановки чат-бот — неминуемые чудеса 21-го столетия, которые вплелись в нарратив вечной поэмы, — как закадровый голос самого Гомера, автора текста, вел по сюжету и дополнял поэму, выводя ее в трансдисциплинарную плоскость. 

И это не удивительно, ведь режиссером спектакля выступили Диана Мейерхольд — современная художница и педагог, работающая в поле партиципаторных и инклюзивных практик, исследующая искусство протеста и новые формы художественной вовлеченности, и Марина Хомутова — актриса и режиссер театра кукол, педагог по актерскому мастерству.

Вместе они выстроили символический мир «Одиссеи», используя потенциал студентов центра: костюмы, реквизит, декорации и объекты создали сами ученики образовательного центра LGEG. Подготовка к спектаклю проходила на уроках драмы — а это не только сплав режиссуры, актерского мастерства, теории театра и искусств в целом, но и развитие навыков самопрезентации, работы в команде, долгосрочного планирования и сиюминутной импровизации. И конечно, драма — это очень действенная методика погружения в языковую практику, облегчающая изучение иностранного языка. 

Студенты встречали зрителей на причале, координировали перемещения по пространству и действию, давали комментарии о происходящем, а в финале напрямую взаимодействовали с аудиторией, раздав реплики пяти желающим поучаствовать в спектакле.

Классические рапсодии про Одиссея, Троянскую войну и приключения Пенелопы в Итаке разыгрывались эпизодами на двух палубах-этажах. Зрители, в свою очередь, также были разделены на две группы, и смотрели постановки в разных локациях параллельно друг с другом, все больше вовлекаясь в процесс и становясь его участниками. 

И если древнегреческий театр ставил своей задачей катарсис зрителя как индивидуальное переживание, то современная вариация эпического сюжета привела скорее к консолидации — объединению и сплочению всех участников и культур в едином творческом акте. Так и закончили, создав коллективный перформанс — «ручеек». 

Кажется, даже солнце в Петербурге решило поучаствовать в таком иммерсивном шоу, создав идеальное освещение спектакля. 





Журнал