Школьные уроки с применением театральных инструментов: почему это эффективно?
В некоторых странах урок драмы — это отдельный предмет в учебной программе, который стоит наравне с математикой и родным языком. Так, например, устроено школьное образование в Исландии. Этим же принципом руководствуемся и мы в образовательном центре LGEG, где урок драмы — обязательная для всех дисциплина (кстати, о том, почему мы преподаем драму в нашем центре для студентов всех образовательных программ, мы писали в предыдущей статье «Театр, нужный каждому ученику: почему в школе нужны уроки драмы для всех?»). Тем не менее, в большинстве стран драма является лишь факультативным предметом. Так обстоит дело в таких странах, как Россия, Швеция, Дания, Норвегия и др. Есть и примеры, когда драма становится методом проведения урока (Финляндия, США). Сегодня мы подробно поговорим об эффективности педагогики, основанной на драме.
Drama-based pedagogy. Что это?
У педагогики, основанной на драме, есть свое английское название — drama-based pedagogy (DBP). Грубо говоря, это набор образовательных инструментов, таких как ролевые игры, работа с воображением, ораторское искусство, игра с метафорами. Подобные методы легко вовлекают учащихся в образовательный процесс и развивают у них метапредметные навыки и навыки soft skills. Кроме того, применение подобных методов помогает и в формировании у учащихся креативного мышления. К слову, эти методы легко интегрировать во многие учебные области. К примеру, DBP можно использовать и для объяснения новой темы, и для проверки усвоенных знаний. Еще несколько наглядных примеров-советов для преподавателей:- На уроке истории дать ученикам разыграть сценку по реальным событиям.
- На уроке обществознания инсценировать дебаты, посвященные острым социальным темам.
- На литературе провести конкурс, кто придумает лучшие декорации и костюмы для художественного произведения.
- На физике дать школьникам воссоздать ситуации, когда ученые (Галилей, Ньютон, Эйнштейн и др.) сделали свои великие открытия.

Об эффективности DBP. Современные исследования
В 1920-х годах впервые драму в качестве учебного метода стали использовать в школах США. С годами преподаватели совершенствовали DBP, экспериментировали и развивали новые образовательные инструменты. Чтобы подтвердить эффективность такого метода, было необходимо провести качественные исследования.В 2011 году Элейн Уокер, Кармайн Табоне и Густав Вельтсек на примере восьми школ оценили эффект от внедрения DBP.
Для преподавателей словесности разработали 40 интерактивных уроков, которые включали в себя театральные игры, импровизацию, создание декораций и написание сценария. По окончании обучения все ученики сдали государственный экзамен. Результаты аттестации экспериментальной группы были выше на 13% в словесности и на 8% в математике. Так ученые выявили, что использование DBP в школьной практике почти на 80% увеличивает шансы учеников на успешное прохождение экзаменов (кстати, о разных типах оценивания успехов учащихся была одна из наших недавних статей).
Позже, в 2019 году, исследователи Бриджит Кигер Ли, Патриция Энсисо и Меган Браун опубликовали результаты мета-анализа по внедрению драмы в учебный процесс. Авторы оценивали эффективность DBP по достижениям учеников в сферах:
- межличностных отношений,
- навыков 21-го века,
- самооценки,
- мотивации.

Влияние DBP на креативность учеников
Сегодня педагогика, основанная на драме, широко известна во всем мире. Еще один пример — турецкие специалисты, которые изучили влияние DBP на креативное мышление учеников: 3 месяца они наблюдали за 4-ым классом начальной школы. В самом начале они протестировали детей (адаптация теста креативности Торранса) по 5 параметрам:- беглость,
- оригинальность,
- абстрактность названий,
- преждевременное завершение,
- проработка ответа.

Drama-based pedagogy и развитие гибких навыков
3 года назад Дебора Дж. Гаскон узнала, как DBP влияет на общую грамотность школьников, их эмпатию и отношение к сверстникам. Она поставила перед собой вопросы:- Изменилось ли отношение учеников к классической литературе?
- Стали ли дети толерантнее относиться ко взглядам одноклассников?
В исследовании приняли участие 39 учеников: 21 в контрольной группе и 18 в экспериментальной. Обучение состояло из семи 90-минутных занятий: для первой группы традиционным способом, для второй — в виде драматической педагогики.
Итогом исследования стал тест, который также проводился в самом начале. Он состоял из 10 вопросов по отдельным главам пьесы «Отелло», которые не были разобраны на уроке. Результаты экспериментальной группы были в 2 раза выше.

Конечно, мы можем представить себе школу, где преподаватели не используют драму в качестве основного инструмента. Наверняка многие в свои ученические годы даже не встречались с подобным явлением, и это не помешало нам стать успешными людьми.
Drama-based pedagogy — это не то, без чего система образования развалится. Но это не нивелирует ценность такого метода, его богатство. Урок становится более интересным и понятным для ребенка, если преподаватель режиссирует его по всем законам драматургии: выделяет в нем ключевое событие и конфликт, дает пространство для импровизации и погружает детей в ролевую игру по заданной теме. Заранее можно определить предлагаемые обстоятельства, задать мизансцены, выдать реплики, распределить монологи.
DBP не игнорирует чувственный, эмоциональный и телесный опыт ученика, а позволяет ему развить свои внутренние качества и не менее важные социальные навыки. Драма помогает ребенку вырасти гармоничной, осознанной и внимательной к чувствам других личностью. Вот почему метод DBP так популярен во всем мире, в том числе и у нас, в образовательном центре LGEG.