Статьи

Какие критерии оценивания используются на уроках в начальной школе?

Какие критерии оценивания используются на уроках в начальной школе?

Оценить качество образовательной системы зачастую не так уж просто, ведь ее эффективность подтверждается множеством критериев. Как же тогда определить ценность учебной деятельности? А выявить ее недостатки?
Для этого созданы специальные системы. В предыдущей статье мы писали о двух подходах: формирующем (formative) оценивании и суммативном (summative).
Формирующая оценка знаний — это оценка от учителя и учеников полученных знаний по итогам прошедшего урока. Суммативная оценка — система оценки на базе общепринятых государственных экзаменов и прочего.
При этом для каждого вида оценивания необходимы четкие общепринятые критерии. О них и поговорим на примере разных школ мира для детей 7–10 лет, то есть возраста начальной школы.

Универсальные критерии оценивания


Базовые критерии оценки заключаются в универсальной концепции, где уровень работы ученика можно определить по его коммуникативной стратегии — рассуждениям, логике ответов и поведения. В этом случае не столь важна оценка. Главная цель такого принципа — сформировать у учащихся понимание, как решать ряд аналогичных задач.
В 2004 году Educational Research Service провел исследование и предложил преподавателям в ходе оценивания ставить перед собой вопрос: использовал ли ученик соответствующие стратегии и можно ли логически обосновать процесс его решения? В зависимости от этого выставляется оценка по четырехбалльной шкале.
  1. Emerging: студент демонстрирует начальный уровень понимания концепций и содержания.
  2. Developing: студент частично понимает, как решать задачу.
  3. Proficient: студент полностью понимает и знает, как работать с подобными заданиями.
  4. Extending: студент демонстрирует глубокое понимание концепций и содержания, он предлагает инновационные методы.



Критерии для оценивания письменных работ


Как оценивать текстовые работы детей 7–10 лет? Все тот же Educational Research Service представил свои критерии:
●  формулировка и развитие темы;
●  организация текста, привлечение вспомогательных материалов;
●  разнообразие структур предложений;
●  речевая выразительность;
●  фактическое содержание.


Как реализуются эти критерии в мире


В школе Leeston (Новая Зеландия) для уроков по естествознанию в начальных классах разработали методику формирующего оценивания детей с помощью текстовых работ. В ходе урока школьники записывают результаты своих наблюдений и экспериментов. Это дает возможность определить не просто правильность ответов, но и когнитивные способности каждого ученика, его способность к обучению как таковому.
В конце урока бланк сдается преподавателю, который оценивает использование академической/образовательной лексики и ответы на вопросы по теме.

В калифорнийских школах (США) на уроках математики используют свои критерии оценивания.
6 баллов. Ученик выполнил все цели задания, он вовлечен в процесс и с живым интересом интерпретирует полученные знания, находит им применение в других областях:
●  задает провокационные вопросы;
●  демонстрирует глубокое понимание концепций и содержания;
●  эффективно и ясно общается с различной аудиторией, используя динамичные и разнообразные средства.

5 баллов. Ученик достигает целей задания. Он:
●  демонстрирует четкое понимание понятий;
●  эффективно общается.

4 балла. Ученик в целом выполняет цели задачи. Он:
●  демонстрирует понимание основных понятий, хотя некоторые из них, менее важные идеи, могут отсутствовать;
●  успешно общается.

3 балла. Цели задачи не полностью достигнуты и нуждаются в доработке; некоторые стратегии неэффективны или нецелесообразны.
●  Пробелы в концептуальном понимании и видении целей задачи очевидны.
●  Результаты недостаточны или представлены не ясно.

2 балла. Важные цели задачи не достигнуты; работа нуждается в переделке.
●  Представлено фрагментарное понимание понятий; результаты могут быть неполными или аргументы могут быть слабыми.
●  Попытки общения.

1 балл. Цели задания полностью не достигнуты.
●  Недостаточно доказательств логических рассуждений.
●  Ученик не смог доступно передать соответствующие идеи.
 
Oregon Mathematics Problem Solving состоит из пятибалльной шкалы от 1 до 5, при этом в ней отсутствуют оценки «2» и «4». «2» означает, что задача не выполнена и оценивается по низшему варианту («1»), а «4» показывает, что задача выполнена полностью, поэтому она оценивается по максимуму («5»). Шкала критериев состоит из 4-х составляющих: концептуальное понимание, процедурное знание, навыки и стратегии решения проблемы, коммуникация.



Концептуальное понимание

Это способность интерпретировать проблему и выбирать соответствующие стратегии решения.
5 баллов. Полное концептуальное понимание: учащийся использует всю необходимую информацию для решения задачи.
●  Его ответ соответствует вопросу/проблеме.
●  Он может перевести задачу на соответствующий математический язык.
3 балла. Частичное концептуальное понимание: учащийся извлекает «сущность» проблемы, но не может использовать эту информацию для ее решения.
●  Он лишь частично способен устанавливать связи между концепциями.
●  Его решение не полностью связано с вопросом.
●  Он понимает одну часть задания, но не задание целиком.
1 балл. Отсутствие концептуального понимания: решение учащегося непоследовательно или не относится к вопросу.
●  Он переводит проблему в неподходящие математические понятия.
●  Он использует неправильные стратегии.



Процедурное знание

Это способность учащегося правильно использовать понятия.
5 баллов. Полное использование соответствующих процедур: ученик эффективно использует принципы, доказывает свое решение логически.
●  Он использует соответствующие математические термины и стратегии.
●  Он решает и проверяет задачу.

3 балла. Частичное использование соответствующих процедур: учащийся не точен в использовании математических терминов, принципов и/или процедур.
●  Он не может полностью выполнить задание.
●  Его стратегия неверна.
1 балл. Учащийся использует неподходящие методы и/или манипулирует данными при попытке решения задачи.
●  Он не может устранить неподходящие методы или решения.
●  Он злоупотребляет принципами или переводит проблему в неуместные процедуры.
●  Он не может проверить свое решение.



Решение проблемы

Это способность одновременно использовать разные навыки, часто в определенных комбинациях, прежде чем проблема будет решена.
5 баллов. Используемые навыки и стратегии подобраны правильно.
●  Работа учащегося четкая и целенаправленная.
●  Студент предлагает расширить и обобщить решение проблемы.
3 балла. Частично использованы навыки и стратегии, они имеют определенную направленность, но их понимание ограничено.
●  Стратегия учащегося реализована не полностью и/или она полезна лишь частично.
●  Студент правильно начинает задачу, но затем его фокус смещается.
●  Выявлена закономерность или взаимосвязь, но она неверно раскрыта.
1 балл. Ограниченные данные о навыках/стратегиях: они не имеют центральной направленности.
●  Процедуры не записаны (есть только решение).
●  Стратегии случайны.
●  Учащийся не полностью исследует проблему, находит концепции или закономерности.
●  Студент не видит необходимых альтернативных решений.



Коммуникация

Это способность учащегося к общению в образовательном процессе.
5 баллов. Учащийся дает полный ответ с четкими, последовательными и недвусмысленными объяснениями.
●  Он эффективно доносит свои мысли до аудитории.
●  Его стратегия решения подходит и имеет смысл.
●  Один шаг плавно переходит в другой и демонстрирует организованность.
●  Студент представляет веские аргументы в поддержку.
3 балла. Частичная или неполная коммуникация: объяснение учащегося неясно, непоследовательно или оно не полное.
●  Студент неправильно или непоследовательно использует терминологию.
●  Наглядные пособия учащегося (графики, таблицы, диаграммы и т. д.) не подходят или не имеют прямого отношения.
●  Объяснение учащегося сосредоточено на решении, а не на размышлениях.
1 балл. Ограниченная или недостаточная коммуникация: объяснение учащегося непонятно или отсутствует.
●  Он либо не использует вообще, либо неправильно использует математическую терминологию.
●  Он не использует необходимые наглядные пособия для усиления или уточнения объяснения.

Интересны для рассмотрения и австралийские критерии для оценки успеваемости учеников в иностранном языке. Они включают в себя три шкалы:
●  знание слов и цифр;
●  навыки общения;
●  культурная осведомленность.

 

В Австралии также существуют критерии для оценки ИЗО (изобразительное искусство). Здесь тоже есть три шкалы:
●  следование инструкциям;
●  презентация и выступление;
●  ответ и интерпретация.



Приоритетные задачи, которые стоят перед преподавателями и разработчиками учебных программ в образовательном центре LGEG — научить ребенка мыслить и привить любовь к учебному процессу как таковому. Выше описан мировой опыт, на основании которого в современной школе оценивают результаты образовательной деятельности. Но современная школа — это школа, где есть все возможности научить ребенка не вслепую зазубривать материал, а дать ему инструмент, с помощью которого он будет мыслить творчески и самостоятельно, будет выстраивать логические связи, аналогии, сравнения, корреляции, а главное — находить нестандартные решения для поставленных задач, не бояться экспериментировать и пробовать новое, чувствовать востребованность, значимость и нужность приобретаемых знаний и умений. И начинать развитие этих навыков у ребенка нужно с самых первых шагов в начальной школе.
Журнал