Какие критерии оценивания используются на уроках в начальной школе?
Оценить качество образовательной системы зачастую не так уж просто, ведь ее эффективность подтверждается множеством критериев. Как же тогда определить ценность учебной деятельности? А выявить ее недостатки?Для этого созданы специальные системы. В предыдущей статье мы писали о двух подходах: формирующем (formative) оценивании и суммативном (summative).
Формирующая оценка знаний — это оценка от учителя и учеников полученных знаний по итогам прошедшего урока. Суммативная оценка — система оценки на базе общепринятых государственных экзаменов и прочего.
При этом для каждого вида оценивания необходимы четкие общепринятые критерии. О них и поговорим на примере разных школ мира для детей 7–10 лет, то есть возраста начальной школы.
Универсальные критерии оценивания
Базовые критерии оценки заключаются в универсальной концепции, где уровень работы ученика можно определить по его коммуникативной стратегии — рассуждениям, логике ответов и поведения. В этом случае не столь важна оценка. Главная цель такого принципа — сформировать у учащихся понимание, как решать ряд аналогичных задач.
В 2004 году Educational Research Service провел исследование и предложил преподавателям в ходе оценивания ставить перед собой вопрос: использовал ли ученик соответствующие стратегии и можно ли логически обосновать процесс его решения? В зависимости от этого выставляется оценка по четырехбалльной шкале.
- Emerging: студент демонстрирует начальный уровень понимания концепций и содержания.
- Developing: студент частично понимает, как решать задачу.
- Proficient: студент полностью понимает и знает, как работать с подобными заданиями.
- Extending: студент демонстрирует глубокое понимание концепций и содержания, он предлагает инновационные методы.

Критерии для оценивания письменных работ
Как оценивать текстовые работы детей 7–10 лет? Все тот же Educational Research Service представил свои критерии:
● формулировка и развитие темы;
● организация текста, привлечение вспомогательных материалов;
● разнообразие структур предложений;
● речевая выразительность;
● фактическое содержание.

Как реализуются эти критерии в мире
В школе Leeston (Новая Зеландия) для уроков по естествознанию в начальных классах разработали методику формирующего оценивания детей с помощью текстовых работ. В ходе урока школьники записывают результаты своих наблюдений и экспериментов. Это дает возможность определить не просто правильность ответов, но и когнитивные способности каждого ученика, его способность к обучению как таковому.
В конце урока бланк сдается преподавателю, который оценивает использование академической/образовательной лексики и ответы на вопросы по теме.
В калифорнийских школах (США) на уроках математики используют свои критерии оценивания.
6 баллов. Ученик выполнил все цели задания, он вовлечен в процесс и с живым интересом интерпретирует полученные знания, находит им применение в других областях:
● задает провокационные вопросы;
● демонстрирует глубокое понимание концепций и содержания;
● эффективно и ясно общается с различной аудиторией, используя динамичные и разнообразные средства.
5 баллов. Ученик достигает целей задания. Он:
● демонстрирует четкое понимание понятий;
● эффективно общается.
4 балла. Ученик в целом выполняет цели задачи. Он:
● демонстрирует понимание основных понятий, хотя некоторые из них, менее важные идеи, могут отсутствовать;
● успешно общается.
3 балла. Цели задачи не полностью достигнуты и нуждаются в доработке; некоторые стратегии неэффективны или нецелесообразны.
● Пробелы в концептуальном понимании и видении целей задачи очевидны.
● Результаты недостаточны или представлены не ясно.
2 балла. Важные цели задачи не достигнуты; работа нуждается в переделке.
● Представлено фрагментарное понимание понятий; результаты могут быть неполными или аргументы могут быть слабыми.
● Попытки общения.
1 балл. Цели задания полностью не достигнуты.
● Недостаточно доказательств логических рассуждений.
● Ученик не смог доступно передать соответствующие идеи.
Oregon Mathematics Problem Solving состоит из пятибалльной шкалы от 1 до 5, при этом в ней отсутствуют оценки «2» и «4». «2» означает, что задача не выполнена и оценивается по низшему варианту («1»), а «4» показывает, что задача выполнена полностью, поэтому она оценивается по максимуму («5»). Шкала критериев состоит из 4-х составляющих: концептуальное понимание, процедурное знание, навыки и стратегии решения проблемы, коммуникация.

Концептуальное понимание
Это способность интерпретировать проблему и выбирать соответствующие стратегии решения.5 баллов. Полное концептуальное понимание: учащийся использует всю необходимую информацию для решения задачи.
● Его ответ соответствует вопросу/проблеме.
● Он может перевести задачу на соответствующий математический язык.
3 балла. Частичное концептуальное понимание: учащийся извлекает «сущность» проблемы, но не может использовать эту информацию для ее решения.
● Он лишь частично способен устанавливать связи между концепциями.
● Его решение не полностью связано с вопросом.
● Он понимает одну часть задания, но не задание целиком.
1 балл. Отсутствие концептуального понимания: решение учащегося непоследовательно или не относится к вопросу.
● Он переводит проблему в неподходящие математические понятия.
● Он использует неправильные стратегии.

Процедурное знание
Это способность учащегося правильно использовать понятия.5 баллов. Полное использование соответствующих процедур: ученик эффективно использует принципы, доказывает свое решение логически.
● Он использует соответствующие математические термины и стратегии.
● Он решает и проверяет задачу.
3 балла. Частичное использование соответствующих процедур: учащийся не точен в использовании математических терминов, принципов и/или процедур.
● Он не может полностью выполнить задание.
● Его стратегия неверна.
1 балл. Учащийся использует неподходящие методы и/или манипулирует данными при попытке решения задачи.
● Он не может устранить неподходящие методы или решения.
● Он злоупотребляет принципами или переводит проблему в неуместные процедуры.
● Он не может проверить свое решение.

Решение проблемы
Это способность одновременно использовать разные навыки, часто в определенных комбинациях, прежде чем проблема будет решена.5 баллов. Используемые навыки и стратегии подобраны правильно.
● Работа учащегося четкая и целенаправленная.
● Студент предлагает расширить и обобщить решение проблемы.
3 балла. Частично использованы навыки и стратегии, они имеют определенную направленность, но их понимание ограничено.
● Стратегия учащегося реализована не полностью и/или она полезна лишь частично.
● Студент правильно начинает задачу, но затем его фокус смещается.
● Выявлена закономерность или взаимосвязь, но она неверно раскрыта.
1 балл. Ограниченные данные о навыках/стратегиях: они не имеют центральной направленности.
● Процедуры не записаны (есть только решение).
● Стратегии случайны.
● Учащийся не полностью исследует проблему, находит концепции или закономерности.
● Студент не видит необходимых альтернативных решений.

Коммуникация
Это способность учащегося к общению в образовательном процессе.5 баллов. Учащийся дает полный ответ с четкими, последовательными и недвусмысленными объяснениями.
● Он эффективно доносит свои мысли до аудитории.
● Его стратегия решения подходит и имеет смысл.
● Один шаг плавно переходит в другой и демонстрирует организованность.
● Студент представляет веские аргументы в поддержку.
3 балла. Частичная или неполная коммуникация: объяснение учащегося неясно, непоследовательно или оно не полное.
● Студент неправильно или непоследовательно использует терминологию.
● Наглядные пособия учащегося (графики, таблицы, диаграммы и т. д.) не подходят или не имеют прямого отношения.
● Объяснение учащегося сосредоточено на решении, а не на размышлениях.
1 балл. Ограниченная или недостаточная коммуникация: объяснение учащегося непонятно или отсутствует.
● Он либо не использует вообще, либо неправильно использует математическую терминологию.
● Он не использует необходимые наглядные пособия для усиления или уточнения объяснения.
Интересны для рассмотрения и австралийские критерии для оценки успеваемости учеников в иностранном языке. Они включают в себя три шкалы:
● знание слов и цифр;
● навыки общения;
● культурная осведомленность.
В Австралии также существуют критерии для оценки ИЗО (изобразительное искусство). Здесь тоже есть три шкалы:
● следование инструкциям;
● презентация и выступление;
● ответ и интерпретация.

Приоритетные задачи, которые стоят перед преподавателями и разработчиками учебных программ в образовательном центре LGEG — научить ребенка мыслить и привить любовь к учебному процессу как таковому. Выше описан мировой опыт, на основании которого в современной школе оценивают результаты образовательной деятельности. Но современная школа — это школа, где есть все возможности научить ребенка не вслепую зазубривать материал, а дать ему инструмент, с помощью которого он будет мыслить творчески и самостоятельно, будет выстраивать логические связи, аналогии, сравнения, корреляции, а главное — находить нестандартные решения для поставленных задач, не бояться экспериментировать и пробовать новое, чувствовать востребованность, значимость и нужность приобретаемых знаний и умений. И начинать развитие этих навыков у ребенка нужно с самых первых шагов в начальной школе.