Субъектность ребенка в школе: разбор от центра LGEG
Каждый родитель хочет, чтобы в школе ребенка научили универсальным навыкам и вложили в него много академических знаний. Однако часто мы забываем, что есть не менее важный образовательный результат – развитие у ребенка его субъектности. Мы решили разобраться в этом понятии и узнать, как же способствовать личностному развитию ребенка.
Раньше образовательная система выстраивалась так, что ребенок был достаточно пассивным участником всего процесса обучения, то есть фактически лишь поглощал предложенные и выданные ему готовые знания, которые он должен был запомнить как можно точнее.
С тех пор прошло достаточно времени и подход в современном образовании радикально изменился: сейчас вся образовательная система стремится к тому, чтобы ребенок стал актором обучения, то есть соучастником процесса, и вовлекался в него как на уровне участия в конструировании образовательного контента, так и на личностном уровне. При таком подходе происходит гармоничная интеграция образовательного процесса с одной стороны и личностного развития ребенка с другой.
Раньше образовательная система выстраивалась так, что ребенок был достаточно пассивным участником всего процесса обучения, то есть фактически лишь поглощал предложенные и выданные ему готовые знания, которые он должен был запомнить как можно точнее.
С тех пор прошло достаточно времени и подход в современном образовании радикально изменился: сейчас вся образовательная система стремится к тому, чтобы ребенок стал актором обучения, то есть соучастником процесса, и вовлекался в него как на уровне участия в конструировании образовательного контента, так и на личностном уровне. При таком подходе происходит гармоничная интеграция образовательного процесса с одной стороны и личностного развития ребенка с другой.

Что такое субъектность?
Субъектность — это достаточно сложное понятие, которое пришло в педагогику из социальных наук. У нас сейчас не стоит задача разобраться во всех нюансах этого термина, поэтому мы воспользуемся несколько упрощенным пониманием, которое можно сформулировать следующим образом: субъектность — это активная вовлеченность в некоторую ситуацию и ее преодоление в соответствии с собственными, личными замыслом, мотивами, целями. Человек, оценив какую-либо ситуацию и приняв решение ее изменить, формулирует намерение и на основании этого намерения действует, прилагая усилия для достижения желаемого результата. Речь здесь идет о проявлении инициативы, о проактивной позиции, о целеустремленности, о действии по собственному замыслу, об умении добывать ресурсы, обращаться за помощью и доводить начатое до конца.
Субъектность присуща всем взрослым людям, но именно у маленьких детей происходит важный процесс ее формирования — мы видим изменения в их поведении, которые позволяют предположить, что происходит что-то важное в становлении подлинной человеческой личности. И если внимательно следить за процессом формирования личности ребенка (значительная часть которого происходит именно в школе) и вовремя подмечать эти сигналы, то возможно сознательно создавать такие ситуации, которые будут способствовать развитию и гармоничному формированию субъектности у ребенка. Вот почему так важно, чтобы в школе этому уделяли особое внимание.
Так, в билингвальной начальной школе LGEG Primary мы выбрали подход «команда вокруг ребенка», при котором в образовании ребенка участвуют родители, учителя, ассистенты, психолог, а также тьютор в качестве менеджера этой команды. При таком подходе каждый ребенок оказывается полностью интегрирован в образовательный процесс, а множество каналов взаимодействия со взрослыми позволяют не упустить необходимые сигналы и внимательно следить за формированием субъектности у каждого ученика нашей школы.
Мы можем говорить о возможном формировании субъектности, если ребенок:
Субъектность — это не некая абстракция, она всегда разворачивается на каком-то конкретном материале: ребенок рисует, решает задачи по математике, договаривается о правилах на уроке и на перемене. Родители и педагоги оценивают видимый результат и часто забывают о характере действия и мере его «самости». Однако очень важно, чтобы предметное умение становилось собственностью ребенка, чтобы он мог им пользоваться по собственной воле в своей жизни. Это и есть субъектность.
Субъектность — это достаточно сложное понятие, которое пришло в педагогику из социальных наук. У нас сейчас не стоит задача разобраться во всех нюансах этого термина, поэтому мы воспользуемся несколько упрощенным пониманием, которое можно сформулировать следующим образом: субъектность — это активная вовлеченность в некоторую ситуацию и ее преодоление в соответствии с собственными, личными замыслом, мотивами, целями. Человек, оценив какую-либо ситуацию и приняв решение ее изменить, формулирует намерение и на основании этого намерения действует, прилагая усилия для достижения желаемого результата. Речь здесь идет о проявлении инициативы, о проактивной позиции, о целеустремленности, о действии по собственному замыслу, об умении добывать ресурсы, обращаться за помощью и доводить начатое до конца.
Субъектность присуща всем взрослым людям, но именно у маленьких детей происходит важный процесс ее формирования — мы видим изменения в их поведении, которые позволяют предположить, что происходит что-то важное в становлении подлинной человеческой личности. И если внимательно следить за процессом формирования личности ребенка (значительная часть которого происходит именно в школе) и вовремя подмечать эти сигналы, то возможно сознательно создавать такие ситуации, которые будут способствовать развитию и гармоничному формированию субъектности у ребенка. Вот почему так важно, чтобы в школе этому уделяли особое внимание.
Так, в билингвальной начальной школе LGEG Primary мы выбрали подход «команда вокруг ребенка», при котором в образовании ребенка участвуют родители, учителя, ассистенты, психолог, а также тьютор в качестве менеджера этой команды. При таком подходе каждый ребенок оказывается полностью интегрирован в образовательный процесс, а множество каналов взаимодействия со взрослыми позволяют не упустить необходимые сигналы и внимательно следить за формированием субъектности у каждого ученика нашей школы.
Мы можем говорить о возможном формировании субъектности, если ребенок:
- открыто выражает свое отношение к происходящему;
- превращает свое отношение в намерение что-то сделать;
- формулирует и артикулирует свое намерение;
- начинает действовать согласно намерению;
- способен удерживать усилие и внимание, чтобы продолжать действие;
- соотносит имеющуюся ситуацию с изначальным своим замыслом;
- преодолевает трудности, ищет ресурсы, обращается за помощью;
- создает оригинальный финальный продукт своей деятельности;
- предпринимает попытки договариваться с другими людьми.
Субъектность — это не некая абстракция, она всегда разворачивается на каком-то конкретном материале: ребенок рисует, решает задачи по математике, договаривается о правилах на уроке и на перемене. Родители и педагоги оценивают видимый результат и часто забывают о характере действия и мере его «самости». Однако очень важно, чтобы предметное умение становилось собственностью ребенка, чтобы он мог им пользоваться по собственной воле в своей жизни. Это и есть субъектность.
Развитие субъектности ребенка
Важно определить, при каких условиях и действиях возможно становление и осознание своей субъектности у ребенка. Вот несколько примерных ситуаций, которые могут инициировать ее развитие:
Для того чтобы оценить субъектность своего ребенка, можно наблюдать:
Вот как часть этих практик решается в нашей билингвальной начальной школе LGEG Primary: каждый день у нас заканчивается традиционной «свечкой», на которой каждый ученик и взрослый может поделиться своими впечатлениями и мыслями о пережитом дне, открыто сказать все, что его волнует, вдохновляет, радует и/или расстраивает. Это безопасное пространство для выражения себя является отличным инструментом (одним из) формирования субъектности.
По сути, субъектность относится к способности действовать или выбирать, какое действие совершить. Таким образом, хотя мы пытаемся привить детям универсальные ценности и необходимые в 21 веке качества, мы также должны все время помнить, что при формировании субъектности необходимо поощрять свободу выбора каждого ребенка в отношении своих действий и принимаемых решений. Важно подмечать и награждать:
Невольно мы можем отмахиваться от мнения ребенка или даже пренебрегать им. Однако, как и для любого человека вообще, поощрение детей к свободному высказыванию их собственных мнений и идей критически важно для их благополучия в целом. Это также приводит к более гармоничной семейной динамике и, если детей поощряют к независимому мышлению, к более гармоничному поведению в школе.
Поощряя свободу действий у детей, мы даем им возможность чувствовать уверенность в себе как в личности и ощущать чувство собственного достоинства и самоуважение, необходимые для продвижения вперед.
В образовательном центре LGEG мы знаем, как важно, чтобы ребенок гармонично развивался как личность, имел здоровую самооценку и высокий эмоциональный интеллект, был социален и эмпатичен. Поэтому в нашем центре создана психологически комфортная образовательная среда, поощряющая детей к самовыражению и самопрезентации.
С каждым ребенком работает команда психологов и тьюторов, которые следят за тем, как он чувствует себя на занятиях, а в группах не больше 12 детей для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя услышанным и с радостью шел на занятия.
Важно определить, при каких условиях и действиях возможно становление и осознание своей субъектности у ребенка. Вот несколько примерных ситуаций, которые могут инициировать ее развитие:
- Можно задавать ребенку простые ситуации выбора одежды, завтрака, последовательности событий в выходной день.
- Можно вместе с ребенком рассуждать, искать доказательства, подтверждающие совместные наблюдения.
- Можно вместе с ребенком строить догадки и проверять их.
- Можно ставить вопросы и слушать ответы. И наоборот: отвечать на вопросы ребенка.
- Не возбраняется возражать, используя аргументы в пользу своего возражения.
- Крайне интересно обсуждать жизненные ситуации, не имеющие однозначно правильного решения.
Для того чтобы оценить субъектность своего ребенка, можно наблюдать:
- задает ли ребенок вопросы;
- насколько развернуты по содержанию эти вопросы;
- как построена структура вопросов от ребенка;
- чьи вопросы вызывают воодушевление у ребенка: его собственные, педагога, другого взрослого, друга и т. д.;
- совершает ли ребенок попытки сделать обобщение и вывод из услышанного ответа;
- задает ли ребенок вопросы по своей инициативе или, скорее, отвечает на заданные вопросы;
- о чем чаще спрашивает ребенок: о том, что видит прямо сейчас, или о том, чего нет перед глазами.
Вот как часть этих практик решается в нашей билингвальной начальной школе LGEG Primary: каждый день у нас заканчивается традиционной «свечкой», на которой каждый ученик и взрослый может поделиться своими впечатлениями и мыслями о пережитом дне, открыто сказать все, что его волнует, вдохновляет, радует и/или расстраивает. Это безопасное пространство для выражения себя является отличным инструментом (одним из) формирования субъектности.
По сути, субъектность относится к способности действовать или выбирать, какое действие совершить. Таким образом, хотя мы пытаемся привить детям универсальные ценности и необходимые в 21 веке качества, мы также должны все время помнить, что при формировании субъектности необходимо поощрять свободу выбора каждого ребенка в отношении своих действий и принимаемых решений. Важно подмечать и награждать:
- сознательность;
- эмоциональный интеллект;
- адекватную действительности самооценку;
- понимание и отстаивание своих личных границ;
- веру в собственные силы.
Невольно мы можем отмахиваться от мнения ребенка или даже пренебрегать им. Однако, как и для любого человека вообще, поощрение детей к свободному высказыванию их собственных мнений и идей критически важно для их благополучия в целом. Это также приводит к более гармоничной семейной динамике и, если детей поощряют к независимому мышлению, к более гармоничному поведению в школе.
Поощряя свободу действий у детей, мы даем им возможность чувствовать уверенность в себе как в личности и ощущать чувство собственного достоинства и самоуважение, необходимые для продвижения вперед.
В образовательном центре LGEG мы знаем, как важно, чтобы ребенок гармонично развивался как личность, имел здоровую самооценку и высокий эмоциональный интеллект, был социален и эмпатичен. Поэтому в нашем центре создана психологически комфортная образовательная среда, поощряющая детей к самовыражению и самопрезентации.
С каждым ребенком работает команда психологов и тьюторов, которые следят за тем, как он чувствует себя на занятиях, а в группах не больше 12 детей для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя услышанным и с радостью шел на занятия.