Как обсуждать с ребенком книги для начинающих читать?Погружение в книгу не заканчивается после того, как захлопнется обложка. Каждая детская книга может стать хорошим поводом, чтобы обсудить с ребенком важные жизненные ценности и развить некоторые полезные навыки. Поэтому мы предлагаем вам
обсуждать с ребенком каждую прочитанную им книгу.У такой практики есть много плюсов:— ребенок лучше запомнит сюжет;
— он поймет, почему герои делают так, а не иначе;
— у вас будет повод обсудить с ним важные и сложные вещи: дружбу, работу, ложь, врачей, любовь и другие;
— вы качественно проведете время с ребенком, сможете поделиться личным опытом и установите более крепкие связи.
В этом гайде от образовательного центра LGEG и издательства
Альпина.Дети мы расскажем вам,
как обсуждать с детьми книги для тех, кто только учится читать. Этот гайд подойдет детям дошкольного возраста, а особенно детям 5–6 лет.
Как обсуждать книгу с ребенком?1. Обычно книги, предназначенные для тех, кто только начинает читать, содержат мало текста и много иллюстраций.
Просмотрите картинки вместе. Спросите ребенка, кто на них изображен. Попросите его сопоставить изображение и героя или момент в сюжете.
2.
Рассмотрите детали. Если на картинке изображен человек какой-либо профессии, спросите, по каким атрибутам ребенок понял, что это врач/строитель/учитель. Если иллюстрация изображает животных или природу, спросите, что за виды и растения он может опознать. Если нарисован город — какие здания ребенок знает.
3.
Обсудите сюжет. Вот какие вопросы можно задать:
— Как думаешь, почему книга так называется?
— Какие эмоции испытывают персонажи?
— Почему этот герой грустит/радуется?
— Почему герой поступил именно так?
4.
Спросите о личном отношении ребенка к книге.
— Что понравилось больше всего? Что не понравилось?
— Что насмешило, а что напугало?
— С кем из героев тебе хотелось бы подружиться?
5. Повторение помогает
Повторение помогает детям закрепить новые слова и понятия.
Повторяйте ключевые моменты истории и уточняйте детали:
— Помнишь, как зовут этого персонажа?
— Что произошло в начале истории?
— Почему герой пошел туда?
6.
Делайте меньше утверждений и задавайте больше вопросов. Используйте технику активного слушания: внимательно выслушайте, не перебивайте, покажите, что вы понимаете, о чем говорит ребенок: например, используя фразы «О, тебя насмешила эта сцена, она действительно очень веселая» или «Ты говоришь, что тебе не понравился этот герой. Почему?».
7.
Спросите, какая самая главная мысль или тема книги. Помните, что все люди, в том числе и дети, по-разному интерпретируют сюжеты. И если для вас книга про любовь, для ребенка она может быть в первую очередь про приключения. Не переубеждайте его, а попробуйте обсудить именно ту тему, которую предлагает ребенок.
8.
Сохраните воспоминание о прочтении. Предложите ребенку нарисовать рисунок по мотивам книги, сделать героев из картона или бумаги или зафиксировать впечатления в читательском дневнике.
9.
Попробуйте разыграть сценку из книги. Можно предложить ребенку поставить моноспектакль, а можно подключить семью и придумать свою интерпретацию книги с несколькими героями. Участие в представлениях повышает самооценку ребенка, учит общаться с другими и развивает эмоциональный интеллект.