Как обсуждать с ребенком приключенческие романы?

Погружение в книгу не заканчивается после того, как захлопнется обложка. Каждая детская книга может стать хорошим поводом, чтобы обсудить с ребенком важные жизненные ценности и развить некоторые полезные навыки. Поэтому мы предлагаем вам обсуждать с ребенком каждую прочитанную им книгу.

У такой практики есть много плюсов:

— ребенок лучше запомнит сюжет;
— он поймет, почему герои делают так, а не иначе;
— у вас будет повод обсудить с ним важные и сложные вещи: дружбу, работу, ложь, врачей, любовь и другие;
— вы качественно проведете время с ребенком, сможете поделиться личным опытом и установите более крепкие связи.

В этом гайде от образовательного центра LGEG и издательства Альпина.Дети мы расскажем вам, как обсуждать с детьми приключенческие книги.

Как обсуждать приключения с ребенком?

1. Приключенческие книги обычно очень динамичны. В них может быть несколько сюжетных линий, постоянная смена сцен и много героев. Поэтому интереснее всего обсуждать именно сюжеты таких книг.

2. Знаете, чем сюжет отличается от фабулы? Фабула — это последовательность событий в хронологическом порядке (родился, пошел в детский сад, потом в школу, в университет и на работу), а сюжет — авторская комбинация этих событий. Например, герой изображается взрослым и состоятельным человеком, но периодически сюжет возвращается к его детству и юношеству.

3. Попросите ребенка определить, какая фабула в книге. То есть — представить события в хронологическом порядке и лишний раз подивиться, как хитро авторы закручивают сюжет.

4. Попробуйте также определить с ребенком основные этапы композиции: экспозицию, то есть введение в действие, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Эти приемы разовьют аналитические способности ребенка и помогут увидеть текст структурно.

5. Обсудите сам сюжет. Вот какие вопросы можно задать:

— Как думаешь, почему книга так называется?
— Какие эмоции испытывают персонажи?
— Почему этот герой грустит/радуется?
— Почему герой поступил именно так?
— Какая самая главная интрига в тексте?

6. Спросите о личном отношении ребенка к книге.

— Что понравилось больше всего? Что не понравилось?
— Что насмешило, а что напугало?
— С кем из героев тебе хотелось бы подружиться?

7. Предложите пофантазировать, придумать альтернативную концовку или предысторию.

— Как думаешь, что будет с героем дальше?
— Если бы надо было дописать еще одну главу, о чем бы она была?
— Если бы вот этого (выбирайте момент из сюжета) не произошло, что случилось бы с героями?

8. Делайте меньше утверждений и задавайте больше вопросов. Используйте технику активного слушания: внимательно выслушайте, не перебивайте, покажите, что вы понимаете, о чем говорит ребенок: например, используя фразы «О, тебя насмешила эта сцена, она действительно очень веселая» или «Ты говоришь, что тебе не понравился этот герой. Почему?».

9. Спросите, какая самая главная мысль или тема книги. Помните, что все люди, в том числе и дети, по-разному интерпретируют сюжеты. И если для вас сказка про любовь, для ребенка она может быть в первую очередь про приключения. Не переубеждайте его, а попробуйте обсудить именно ту тему, которую предлагает ребенок.

10. Сохраните воспоминание о прочтении. Предложите ребенку нарисовать рисунок по мотивам книги, сделать героев из картона или бумаги или зафиксировать впечатления в читательском дневнике.