Как обсуждать с ребенком книги?

Погружение в книгу не заканчивается после того, как захлопнется обложка. Каждая детская книга может стать хорошим поводом, чтобы обсудить с ребенком важные жизненные ценности и развить некоторые полезные навыки. Поэтому мы предлагаем вам обсуждать с ребенком каждую прочитанную им книгу.

У такой практики есть много плюсов:

— ребенок лучше запомнит сюжет;
— он поймет, почему герои делают так, а не иначе;
— у вас будет повод обсудить с ним важные и сложные вещи: дружбу, работу, ложь, врачей, любовь и другие;
— вы качественно проведете время с ребенком, сможете поделиться личным опытом и установите более крепкие связи.

В этом гайде от образовательного центра LGEG и издательства Альпина.Дети мы расскажем вам, как обсуждать с детьми любые книги.

1. Обсудите сюжет книги. Вот какие вопросы можно задать:

— Как думаешь, почему книга так называется?
— Какие эмоции испытывают персонажи?
— Почему этот герой грустит/радуется?
— Почему герой поступил именно так?
— Какая самая главная интрига в тексте?

2. Повторение помогает
Повторение помогает детям закрепить новые слова и понятия. Повторяйте ключевые моменты истории и уточняйте детали:

— Помнишь, как зовут этого персонажа?
— Что произошло в начале истории?
— Почему герой пошел туда?

3. Рассмотрите иллюстрации. Спросите ребенка, кто на них изображен. Попросите его сопоставить изображение и героя или момент в сюжете. Если на картинке изображен человек какой-либо профессии, спросите, по каким атрибутам ребенок понял, что это врач/строитель/учитель. Если иллюстрация изображает животных или природу, спросите, что за виды и растения он может опознать. Если нарисован город — какие здания ребенок знает.

4. Спросите о личном отношении ребенка к книге.

— Что понравилось больше всего? Что не понравилось?
— Что насмешило, а что напугало?
— С кем из героев тебе хотелось бы подружиться?

5. Предложите пофантазировать, придумать альтернативную концовку или предысторию.

— Как думаешь, что будет с героем дальше?
— Если бы надо было дописать еще одну главу, о чем бы она была?
— Если бы вот этого (выбирайте момент из сюжета) не произошло, что случилось бы с героями?

6. Обсудите с ребенком, какие уроки можно вынести из истории и как они применимы в реальной жизни.

— Есть ли в этой сказке мораль?
Какой урок можно извлечь из этой книги?
— Как эта сказка может помочь нам в реальной жизни?
— Что герой понял к концу истории?

7. Если вы прочитали энциклопедию или non-fiction книгу, спросите, что больше всего запомнилось ребенку. Какой-нибудь факт или история? Что удивило больше всего? А есть ли такое, чему ребенок не поверил? Почему? Попробуйте проверить информацию и провести фактчекинг — так вы покажете ребенку, что любую информацию можно проверить на точность или истину.

8. Делайте меньше утверждений и задавайте больше вопросов. Используйте технику активного слушания: внимательно выслушайте, не перебивайте, покажите, что вы понимаете, о чем говорит ребенок: например, используя фразы «О, тебя насмешила эта сцена, она действительно очень веселая» или «Ты говоришь, что тебе не понравился этот герой. Почему?».

9. Спросите, какая самая главная мысль или тема книги. Помните, что все люди, в том числе и дети, по-разному интерпретируют сюжеты. И если для вас сказка про любовь, для ребенка она может быть в первую очередь про приключения. Не переубеждайте его, а попробуйте обсудить именно ту тему, которую предлагает ребенок.

10. Сохраните воспоминание о прочтении. Предложите ребенку нарисовать рисунок по мотивам книги, сделать героев из картона или бумаги или зафиксировать впечатления в читательском дневнике.

11. Попробуйте разыграть сценку из книги. Можно предложить ребенку поставить моноспектакль, а можно подключить семью и придумать свою интерпретацию книги с несколькими героями. Участие в представлениях повышает самооценку ребенка, учит общаться с другими и развивает эмоциональный интеллект.