Как обсуждать с ребенком детективные книги?Погружение в книгу не заканчивается после того, как захлопнется обложка. Каждая детская книга может стать хорошим поводом, чтобы обсудить с ребенком важные жизненные ценности и развить некоторые полезные навыки. Поэтому
мы предлагаем вам обсуждать с ребенком каждую прочитанную им книгу.
У такой практики есть много плюсов:
— ребенок лучше запомнит сюжет;
— он поймет, почему герои делают так, а не иначе;
— у вас будет повод обсудить с ним важные и сложные вещи: дружбу, работу, ложь, врачей, любовь и другие;
— вы качественно проведете время с ребенком, сможете поделиться личным опытом и установите более крепкие связи.
В этом гайде от образовательного центра LGEG и издательства
Альпина.Дети мы расскажем вам,
как говорить с детьми про детективы.
Как обсуждать детективы с ребенком?1.
Детективы могут не только развлекать, но и развивать аналитические способности, логическое мышление и внимание к деталям. От других жанров он отличается наличием тайны, загадки, которую нужно решить, — от этого и будем отталкиваться в обсуждении.
2.
Предложите ребенку по ходу чтения самому побыть детективом. Пусть он выдвигает гипотезы, ищет улики, обращает внимание на детали.
Задавайте вопросы:
— Кого ты подозреваешь? Почему?
— Как ты думаешь, кто еще мог совершить преступление?
— Что указывает на преступника?
3. Обычно в детективах ярко прописаны персонажи. Вспомните Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро. Они обладают редкими качествами, которые и помогают им раскрывать преступления.
Обсудите персонажей вашей книги.
— Какими качествами обладает детектив?
— Как он себя ведет? Осторожно выясняет детали? Использует хитрости и уловки?
— Каков детектив в обычной жизни?
4.
Предложите пофантазировать в процессе чтения, придумать альтернативную концовку или предысторию.
— Как думаешь, что будет с героем дальше?
— Если бы надо было дописать еще одну главу, о чем бы она была?
— Если бы вот этого (выбирайте момент из сюжета) не произошло, что случилось бы с героями?
5. Когда загадка разгадана,
обсудите с ребенком, как все события и улики сложились в одну картину.
— Был ли финал для тебя предсказуемым или неожиданным?
— Как была разгадана загадка?
— Что было решающим в разгадывании тайны?
6.
Спросите о личном отношении ребенка к книге.
— Что понравилось больше всего? Что не понравилось?
— Что насмешило, а что напугало?
— С кем из героев тебе хотелось бы подружиться?
7.
Делайте меньше утверждений и задавайте больше вопросов. Используйте технику активного слушания: внимательно выслушайте, не перебивайте, покажите, что вы понимаете, о чем говорит ребенок: например, используя фразы «О, тебя насмешила эта сцена, она действительно очень веселая» или «Ты говоришь, что тебе не понравился этот герой. Почему?».
8. Спросите,
какая самая главная мысль или тема книги. Помните, что все люди, в том числе и дети, по-разному интерпретируют сюжеты. И если для вас книга про любовь, для ребенка она может быть в первую очередь про приключения. Не переубеждайте его, а попробуйте обсудить именно ту тему, которую предлагает ребенок.
9.
Сохраните воспоминание о прочтении. Предложите ребенку нарисовать сцену преступления и улики, сделать героев из картона или бумаги или зафиксировать впечатления в читательском дневнике.
10.
Предложите ребенку написать свою детективную историю. Это сложно, ведь надо тщательно продумывать сюжет так, чтобы интрига сохранялась до конца книги, зато весело и приносит много пользы, так как развивает фантазию и способность структурно мыслить.
11.
Сыграйте в игру I spy with my little eye. Это старая английская игра: ведущий загадывает какой-нибудь предмет в поле зрения, например апельсин, и говорит «I spy with my little eye something small, round and orange» (Я вижу что-то маленькое, круглое и оранжевое). Ребенок должен найти этот предмет глазами и назвать его. Играть можно на русском, а можно на английском — так дети пополнят свой словарный запас.
12.
Еще есть игра «Подозреваемые». В нее удобно играть в очереди или в транспорте, но можно найти и фотографии незнакомых людей в интернете. Предложите ребенку угадать что-то про человека напротив: его возраст, профессию, семейное положение. Обе эти игры учат замечать детали и развивают внимательность, как у настоящего детектива.