Как обсуждать с ребенком сказки?

Погружение в книгу не заканчивается после того, как захлопнется обложка. Каждая детская книга может стать хорошим поводом, чтобы обсудить с ребенком важные жизненные ценности и развить некоторые полезные навыки. Поэтому мы предлагаем вам обсуждать с ребенком каждую прочитанную им книгу.

У такой практики есть много плюсов:

— ребенок лучше запомнит сюжет;
— он поймет, почему герои делают так, а не иначе;
— у вас будет повод обсудить с ним важные и сложные вещи: дружбу, работу, ложь, врачей, любовь и другие;
— вы качественно проведете время с ребенком, сможете поделиться личным опытом и установите более крепкие связи.

В этом гайде от образовательного центра LGEG и издательства Альпина.Дети мы расскажем вам, как обсуждать с детьми сказки.

1. Сотни лет назад классические сказки, которые всем нам знакомы с детства, были пугающими, даже жестокими. Со временем они подверглись литературным обработкам и стали менее страшными, но периодически могут попадаться издания с достаточно высоким уровнем насилия в сюжете. Поэтому лучше перепроверить текст свежекупленной книги, чтобы он соответствовал ценностям вашей семьи и не напугал маленького ребенка.

2. Это не значит, что все сказки должны быть исключительно с добрым концом. Наоборот, это даже может навредить, так как создаст у ребенка иллюзию о реальном мире. В процессе обсуждения вы можете на примере сказки показать ребенку, что в мире случается разное: не только хорошее, но и плохое.

3. Сказки — пространство магического. Иногда детям сложно отделить реальное от вымышленного, но, в зависимости от возраста, вы можете предложить ребенку подумать, что случается в реальной жизни, а чего не бывает.

4. Многие сказки очень похожи между собой. Известный фольклорист Владимир Пропп выявил, что в сказках встречаются устойчивые сюжетные элементы: отлучение героя от дома, решение сложной задачи, прохождение испытаний, появление волшебного помощника. Предложите ребенку сравнить несколько сказок и выявить основные сходства и различия.

5. Если ваш ребенок очень любит сказки, а вы хотите подробнее погрузиться в этот волшебный мир, то почитайте подробнее про монографии Проппа «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Это сложное, но интересное чтение для взрослого, которое поможет по-новому взглянуть на классические сюжеты и найти необычные темы для обсуждений.

6. Обсудите сюжет конкретной сказки. Вот какие вопросы можно задать:

— Кто главный герой этой сказки?
— Есть ли в истории злодей? Кто это?
— Кто помогает герою в его приключении? Почему он это делает?
— Какие испытания приходится преодолеть герою?

7. Спросите о личном отношении ребенка к сказке.

— Что понравилось больше всего? Что не понравилось?
— Что насмешило, а что напугало?
— С кем из героев тебе хотелось бы подружиться?

8. Делайте меньше утверждений и задавайте больше вопросов. Используйте технику активного слушания: внимательно выслушайте, не перебивайте, покажите, что вы понимаете, о чем говорит ребенок: например, используя фразы «О, тебя насмешила эта сцена, она действительно очень веселая» или «Ты говоришь, что тебе не понравился этот герой. Почему?».

9. Спросите, какая самая главная мысль или тема сказки. Помните, что все люди, в том числе и дети, по-разному интерпретируют сюжеты. И если для вас сказка про честность, для ребенка она может быть в первую очередь про приключения. Не переубеждайте его, а попробуйте обсудить именно ту тему, которую предлагает ребенок.

10. Обсудите с ребенком, какие уроки можно вынести из истории и как они применимы в реальной жизни.

— Есть ли в этой сказке мораль?
Какой урок можно извлечь из этой сказки?
— Как эта сказка может помочь нам в реальной жизни?
— Что герой понял к концу истории?

11. Предложите пофантазировать, придумать альтернативную концовку или предысторию.

— Как думаешь, что будет с героем дальше?
— Если бы надо было дописать еще одну главу, о чем бы она была?
— Если бы вот этого (выбирайте момент из сюжета) не произошло, что случилось бы с героями?

12. Сохраните воспоминание о прочтении. Предложите ребенку нарисовать рисунок по мотивам книги, сделать героев из картона или бумаги или зафиксировать впечатления в читательском дневнике.