Как обсуждать с ребенком исторические книги?

Погружение в книгу не заканчивается после того, как захлопнется обложка. Каждая детская книга может стать хорошим поводом, чтобы обсудить с ребенком важные жизненные ценности и развить некоторые полезные навыки. Поэтому мы предлагаем вам обсуждать с ребенком каждую прочитанную им книгу.

У такой практики есть много плюсов:

— ребенок лучше запомнит сюжет;
— он поймет, почему герои делают так, а не иначе;
— у вас будет повод обсудить с ним важные и сложные вещи: дружбу, работу, ложь, врачей, любовь и другие;
— вы качественно проведете время с ребенком, сможете поделиться личным опытом и установите более крепкие связи.

В этом гайде от образовательного центра LGEG и издательства Альпина.Дети мы расскажем вам, как обсуждать с детьми книги о реальных личностях и событиях: биографии, мемуары и историческую литературу.

1. Перед прочтением книги поинтересуйтесь у ребенка, что он уже знает по этой теме. Например, если это книга о каком-то историческом периоде, спросите, знает ли он, как давно это было и как в то время был устроен мир.

2. После прочтения книги предложите сравнить исторический период с нашим временем.

— Были ли в те времена водопровод, печатные книги, телефоны?
— Что происходило в мире? Какие существовали страны?
— Хотел бы ребенок жить в то время? Почему?

3. Если книга посвящена конкретному человеку, спросите, знаком ли уже с ним ребенок.

— Чем он прославился, что придумал?
— Как давно он жил?
— Как ребенок представляет себе профессию этого человека?

4. Предложите оценить влияние личности на историю.

— Пользуемся ли мы сейчас чем-нибудь, что придумал или создал этот человек?
— Почему эти достижения важны?
— Как они изменили мир?

5. Книги о людях — отличный способ погрузить ребенка в профессию. Спросите у ребенка, чем занимается человек, о котором идет речь в книге. Так вы не только закрепите информацию из книги, но и дадите ребенку представление о разных специальностях.

6. Спросите у ребенка: хотел бы он получить эту профессию? Что бы он изучал? Хотел бы сделать какое-нибудь научное открытие? Если ребенок сильно заинтересуется специальностью, можно найти человека с такой профессией среди друзей или родственников, чтобы они подробнее рассказали о своей работе.

7. Разузнайте, что больше всего запомнилось ребенку из книги. Какой-нибудь факт или история? Что удивило больше всего? А есть ли такое, чему ребенок не поверил? Почему? Попробуйте проверить информацию и провести фактчекинг — так вы покажете ребенку, что любую информацию можно проверить на точность или истину.

8. Делайте меньше утверждений и задавайте больше вопросов. Используйте технику активного слушания: внимательно выслушайте, не перебивайте, покажите, что вы понимаете, о чем говорит ребенок: например, используя фразы «О, тебя заинтересовало это изобретение, оно действительно очень необычное».

9. Сохраните воспоминание о прочтении. Детям помладше (5–7 лет) можно предложить нарисовать рисунок по мотивам книги или зафиксировать впечатления в читательском дневнике. А ребятам постарше (8–11 лет) что-то посложнее: сделать документальную фотографию, записать подкаст или видео-репортаж на тему, связанную с книгой.

10. Поиграйте в игры, связанные с историей. Например, вы можете нарисовать на бумаге атрибуты времени и предложить ребенку угадать, к какому периоду они относятся. Или вспомните слова, которые были в ходу во время описываемых в книге событий, но не употребляются сейчас, и предложите ребенку угадать, что они значат. Такими словами могут быть оброк, ланита, лакей, рыбарь или камзол.