Как обсуждать с ребенком non-fiction-книги?

Погружение в книгу не заканчивается после того, как захлопнется обложка. Каждая детская книга может стать хорошим поводом, чтобы обсудить с ребенком важные жизненные ценности и развить некоторые полезные навыки. Поэтому мы предлагаем вам обсуждать с ребенком каждую прочитанную им книгу.

У такой практики есть много плюсов:

— ребенок лучше запомнит сюжет;
— он поймет, почему герои делают так, а не иначе;
— у вас будет повод обсудить с ним важные и сложные вещи: дружбу, работу, ложь, врачей, любовь и другие;
— вы качественно проведете время с ребенком, сможете поделиться личным опытом и установите более крепкие связи.

В этом гайде от образовательного центра LGEG и издательства Альпина.Дети мы расскажем вам, как обсуждать с детьми познавательные книги, проще — non-fiction.

1. После прочтения ребенком энциклопедии очень хочется проверить, как он усвоил информацию, мы понимаем. Но не спешите строго спрашивать по каждому параграфу: этому ваши дети научатся в школе. Попробуйте придумать интересный формат, который придал бы новым знаниям вашего ребенка ценности. Например, устройте семейную викторину по книге, где на вопросы будут отвечать и взрослые тоже.

2. Спросите, что больше всего ребенку запомнилось из книги. Какой-нибудь факт или история? Что удивило больше всего? А есть ли такое, чему ребенок не поверил? Почему? Попробуйте проверить информацию и провести фактчекинг — так вы покажете ребенку, что любую информацию можно проверить на точность или истину.

3. Свяжите книгу с профессией. Например, если это книга об океане, расскажите ребенку, кто такие океанологи. Если об анатомии, расскажите о врачах и биологах. Так вы не только закрепите информацию из книги, но и дадите ребенку представление о разных профессиях.

4. Спросите ребенка: хотел бы он получить эту профессию? Что бы он изучал? Хотел бы сделать какое-нибудь научное открытие? Если ребенок сильно заинтересуется специальностью, можно найти человека с такой профессией среди друзей или родственников, чтобы они подробнее рассказали о своей работе.

5. В таких книгах часто много иллюстраций, схем и фотографий, которые помогают визуально представить информацию. Обсудите эти изображения вместе с ребенком, чтобы глубже погрузиться в материал. Этот пункт скорее подойдет дошкольникам, но и младшим школьникам тоже может быть интересно.

— Что ты видишь на этой картинке?
— Как эта схема помогает понять текст?
— Что бы ты нарисовал здесь?

6. Связывайте информацию с реальной жизнью и помогайте ребенку увидеть практическую ценность знаний.
— Где мы можем увидеть это животное в нашем городе?
— Как мы можем использовать эти знания в повседневной жизни?
— Как это изобретение помогает человечеству?

7. Делайте меньше утверждений и задавайте больше вопросов. Используйте технику активного слушания: внимательно выслушайте, не перебивайте, покажите, что вы понимаете, о чем говорит ребенок: например, используя фразы «О, тебя заинтересовало это изобретение, оно действительно очень необычное».

8. Сохраните воспоминание о прочтении. Детям помладше (5–7 лет) можно предложить нарисовать рисунок по мотивам книги или зафиксировать впечатления в читательском дневнике. А ребятам постарше (8–11 лет) что-то посложнее: сделать документальную фотографию, записать подкаст или видео-репортаж на тему, связанную с книгой. Или даже можно сделать полноценный проект: например, модель изобретения и презентацию о том, как оно работает.